Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литература

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий не изменилось: среда, пятница (2 урока). В определенные дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать выполненные задания на Viber +79780651335

Чтобы задание не потерялось, указывайте в письме фамилию ученика.

С уважением, Голенко Татьяна Васильевна.

508.04. и 10.04.  Тема. Путь духовных исканий героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов. (2 урока)

Пройдите по ссылке  для просмотра видеуроков:

1 урок -  Духовные искания князя Андрея в романе «Война и мир»

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/duhovnye-iskaniya-knyazya-andreya-v-romane-voyna-i-mir

 2 урок -  Путь Пьера в романе

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/put-piera-v-romane-voyna-i-mir

Проследите путь  «обретений и потерь» героев  до 1812 года.

Используйте  презентацию, скачав файл по ссылке:

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/08/put-dukhovnykh-iskaniy-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezukhova-v

Андрей Болконский – слайды 22-28

Пьер Безухов – слайды 4-16

 Заполните рекомендованные таблицы, подбирая цитаты для характеристики образов из указанных глав 1-2 тома.

Ознакомьтесь со статьей учебника (стр 166- 168). Запишите выводы  в таблицах.

Заполненные таблицы вышлите до субботы. 

Таблицу заполняйте в Word 

Тема. Путь духовных исканий героев Л.Н. Толстого в романе «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов.

Пройдите по ссылке  для просмотра видеуроков:

1 урок -  Духовные искания князя Андрея в романе «Война и мир»

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/duhovnye-iskaniya-knyazya-andreya-v-romane-voyna-i-mir

 2 урок -  Путь Пьера в романе

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/put-piera-v-romane-voyna-i-mir

Проследите путь  «обретений и потерь» героев  до 1812 года.

Используйте  презентацию, скачав файл по ссылке:

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/08/put-dukhovnykh-iskaniy-andreya-bolkonskogo-i-pera-bezukhova-v

Андрей Болконский – слайды 22-28

Пьер Безухов – слайды 4-16

 Заполните рекомендованные таблицы, подбирая цитаты для характеристики образов из указанных глав 1-2 тома.

Ознакомьтесь со статьей учебника (стр 166- 168). Запишите выводы  в таблицах.

 

10. 04. Тема урока: Война 1812 года. Философия истории.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение

https://www.youtube.com/watch?v=Y3_2k5Hg3_U

  1. Подтвердите текстуально (коротко, точно,1-2 цитаты!) взгляд Толстого на историю и роль личности в истории, выписав цитаты из первой главы т.3, части 3 по плану:

- Что такое история?

- Почему «фатализм в истории неизбежен»?

- Какую роль играет выдающаяся личность в истории?

- Почему началась война 1812 года?

  1. Сделайте вывод на основе статьи учебника «Концепция истории» стр.164-165 (1-2 абзац) и запишите его.
  2. Найдите ответы в тексте

- Насколько Россия была готова к войне? т.3, ч. 1, гл.3. (факты!)

- Почему князь Андрей меняет свое убеждение «никогда не служить» ,едет в армию,  и  «навеки потерял себя в придворном мире, не попросив остаться при особе государя»?

т.3. ч.1 гл.8, 11

- Почему Пьер не идет на военную службу, а Николай Ростов, несмотря на просьбу семьи выйти в отставку, остается в армии? (т. 3, ч1, гл 19; т.3,ч.1, гл.12)

- Как высший свет готовится к войне? В чем проявляется показной (ложный) патриотизм?

т.3, ч 1, гл. 20, 23

Домашнее задание (опережающее): Подготовьтесь к зачетной работе (срок будет указан в дальнейшем), выбрав один из вопросов:

- Прав ли Лев Толстой в своих размышлениях о движущих силах истории?

- Можно ли согласиться с точкой зрения Андрея Болконского, что «не только  гения … не нужно хорошему полководцу, но, напротив, ему нужно отсутствие самых лучших человеческих качеств – любви, поэзии…сомнения» (т.3, ч.1, гл. 11)?

Перечитайте главы Бородинского сражения (т. 3, ч.2, с 26- 39гл.), отметьте поведение Наполеона и Кутузова (гл 33-35)

 

15.04. Тема: Изображение войны 1812 года в романе-эпопее

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение

https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/l-n-tolstoy-2/izobrazhenie-voyny-1812-goda-borodinskoe-srazhenie-kak-kulminatsionnyy-tsentr-knigi

  1. Найдите в тексте подтверждения (факты, мысли) проявления истинного патриотизма защитников Отечества накануне Бородинского сражения (солдаты, ополченцы, Долохов, сцена молебна - т.3 ч. 2 гл. 20-22).

Ответьте на вопросы (коротко, 1-2 предложения или цитата):

- Какое значение для Пьера имели слова солдата «всем народом навалиться хотят»?

- Как Пьер понимает свою роль в сражении?

  1. Проанализируйте сцену последнего свидания князя Андрея и Пьера Безухова

 (т. 3 ч.2 гл.25) и ответьте на вопросы:

- Какие «три главные горя» в своей жизни определяет князь Андрей накануне Бородинского сражения (гл.24)?

- Каково отношение князя Андрея к войне, как он объясняет свое участие в ней, что, по его мнению, решает исход сражения ? (гл.25)

- На чем основано убеждение князя Андрея «не брать пленных»? (гл.25)

- Объясните слова князя Андрея о  назначении Кутузова главнокомандующим: «пока Россия была здорова, ей мог служить  чужой.. как только она в опасности, нужен свой, родной человек»

Ответы запишите.

 

ПЯТНИЦА 17. 04 . Тема: Бородинское сражение – кульминация романа. Наполеон и Кутузов. (первый урок)

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение

https://www.youtube.com/watch?v=jY04JC8bYyw

  1. Сравните образы Наполеона и Кутузова по плану, оформите сопоставительную таблицу, опираясь на текст глав 26,29,33,34, 35 своими словами и цитатами:

- Внешность (детали, отражающие отношение автора)

- Черты характера

- Отношение к солдатам и к войне

-  Поведение в сражении и накануне его (где находится, как командует?)

- Оценка результата сражения

Сделайте вывод: В чем главный смысл противопоставления образов?

 (используйте  презентацию https://ppt-online.org/28460 !!)

Перечитайте главу 39 т.3 ч 2. Как оценивает Толстой итог Бородинского сражения? Каково его значение  в войне 1812 года? (запишите 2 цитаты).

Подготовьте и представьте конспект  к проверке

Домашнее задание: прочитать фрагмент статьи учебника  «День Бородина»

 (стр. 177- 181), перечитать главы т. 3 ч. 3 гл. 2-5, 9,13, 16

 

ПЯТНИЦА 17. 04. Тема: «Дубина народной войны». Бегство французов из России. Последний период  войны и ее воздействие на героев. (второй урок)

  1. Проанализируйте сцену военного совета в Филях (т.3ч.3 гл. 3,4). Поведение Бенигсена и Кутузова. В чем подтверждается взгляд Толстого на роль личности в истории и что  противоречит ему?
  2. Перечитайте главы оставления Москвы (т.3ч.3 гл. 5), проследите, как готовятся к этому в семье Ростовых (т.3.ч.3 гл. 15-16 - старая графиня, Соня, Наташа, Берг) выявите антитезу. В чем проявляется истинный и показной патриотизм?
  3. Пройдите по ссылке и, пользуясь презентацией, ответьте на поставленные в ней вопросы устно, запишите основные положения.    http://www.myshared.ru/slide/529575/

В чем смысл сравнения Толстым воюющих сторон с фехтовальщиками (т.4 ч.3 гл.1) и метафоры «дубина народной войны»?

  1. Прочитайте фрагмент статьи учебника (стр. 181- 183). Как отражается война на судьбах героев? (Какая истина открывается смертельно раненному Андрею Болконскому (т.3ч.2 гл.36,37)? Чему научил Пьера Безухова Платон Каратаев (т.4, ч. 3 гл.12,15)?

Оформите письменно  ответ на один из вопросов  урока (не более 2 страниц, свои суждения подтвердите текстом), перешлите на проверку (только ответ).

 

Тема: «Истинная и ложная красота в романе «Война и мир».   «Диалектика души». Своеобразие психологизма Толстого.

  1. Пройдите по ссылке и изучите материал презентации

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-istinnaya-i-lozhnaya-krasota-v-ponimanii-lntolstogo-2844439.html

  1. По слайдам презентации составьте тезисы конспекта

!!  Изображая по-настоящему  красивых героев,  Толстой использует «диалектику души».

Приемы изображения героев  основаны на антитезе: статичные «люди-маски» и «текучие (меняющиеся) натуры».

  1. Пройдите по ссылке, изучите материал видеоурока, запишите трактовку понятия «диалектика души» и приемы использования в конспект тезисно:

 https://www.youtube.com/watch?v=awNU4BlXBGU

  1. Ответьте устно на вопрос:
  • В чем, по Толстому, истинная красота человека?

 

24.04. Тема: Наташа Ростова – любимая героиня Толстого

  1. Пройдите по ссылке, обобщите прочитанное на материале видеоурока: https://www.youtube.com/watch?v=EqZqWyqoDU8
  2. Запишите главную информацию в конспект:

- прототип образа Наташи  –

- черты характера, «ум сердца» - 

-  «сущность ее жизни -                »

- эпизоды, раскрывающие духовный облик героини – (перечислить)

 - признак настоящего человека, по Толстому, -

  1. Ответьте устно на вопросы:

- Почему Наташа Ростова – любимая героиня Толстого?

- Как вы понимаете слова Пьера, сказанные о Наташе: «Она не удостаивает быть умной»?

- В какой степени относятся к Наташе слова Толстого: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

- Почему Толстой сделал Наташу и княжну Марью подругами, а Соню назвал «пустоцветом»?

- Наташа и Соня: в чем смысл противопоставления?

- Что я открыл для себя в романе?

Письменно оформите ответ (разборчивым почерком, с опорой на текст) на один из вопросов, на которые вы отвечали в ходе двух уроков устно (объем – не более 3 страниц). Перешлите работу на проверку.

Готовясь к следующему уроку, перечитайте главы эпилога романа (частьI, гл. 9,10,14-16)

 

24.04. Тема урока: Судьбы героев «Войны и мира». Философское осмысление эпилога.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте видеолекцию, запишите мысли, которые показались вам важными:

https://www.youtube.com/watch?v=Zm35E0aj8uk

  1. Прочитайте статью учебника «Эпилог романа и «открытость» толстовского эпоса» (стр. 183-185), найдите точный, короткий ответ (только ответ - словом, выражением, коротким предложением)  и запишите:

- О чем, по мнению автора статьи, роман «Война и мир»?

- Что значила война в судьбах героев романа?

- Почему Толстой отказался от первоначального названия романа «Все хорошо, что хорошо кончается»?

- Какова главная мысль романа, превратившая ее в эпопею?

- Почему роман  --- книга с открытым финалом?

  1. Пройдите по ссылке и выполните тест, результат (количество набранных баллов) перешлите: https://banktestov.ru/test/19350
  2. В тесте указываете имя, фамилию.

!! Читаем роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 

29.04. Тема урока: Жизнь и творческий путь Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание»

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение, запишите основные факты биографии

https://www.youtube.com/watch?v=_dXfesNR9H8

  1. Сделайте вывод (подчеркните в своем конспекте информацию или запишите в конце):

- сквозная тема русской литературы, продолженная писателем, -

- переломные моменты в жизни:

-оценка творчества:

  1. Самостоятельно изучите вопрос об истории создания романа по презентации:

https: //prezentacii.info/литература/история-создания-романа-ф-м-достоевск

Составьте конспект вопроса по плану:

- творческий замысел:

- цель написания, жанр (цитата):

- кабальные условия работы:

- прототипы Раскольникова:

- варианты и окончательная редакция;

  1. Дополните конспект информацией учебника (стр.217-2,3 абзацы- 218 )

- жанр - философско-психологический роман (психологический отчет одного преступления)

- тема романа-

- главное в романе - 

Рекомендуется посмотреть экранизацию романа (художественный фильм режиссера

Л. Кулиджанова 1969г.)   https://www.youtube.com/watch?v=EuaVUjPPljA

 

06.05. Тема урока: Петербург Ф. М. Достоевского

  1. Пройдите по ссылке, изучите материал презентации: http://www.myshared.ru/slide/486769/
  1. Вспомните, каким предстает Петербург в произведениях Пушкина, Гоголя, Некрасова. На материале 1-4 глав докажите, что Петербург Достоевского – это «город, в котором невозможно быть».
  2. Составьте таблицу или заполните схему (слайд 7), используя материал презентации и текст указанных глав (цитаты, детали) для описания пейзажей, интерьеров, сцен уличной жизни.

- каморка Раскольникова (ч. 1, гл. 3)

- жилище Мармеладовых (ч. 1, гл.2)

- кабак, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова (ч.1, гл.2)

- встреча с пьяной девушкой (ч.1, гл. 4)

- внешний облик людей, встречающихся на улице, и самого Раскольникова (ч.1, гл.1)

  1. Атмосферу города передают звуки, запахи, цветовые детали. Проследите, какую смысловую нагрузку они  несут:  - звуки:     - запахи:    - преобладающий цвет -       (почему?)
  1. На основании собранного материала сделайте вывод (1 страница, в качестве плана воспользуйтесь предложенными клише, введите цитаты):

Петербург Достоевского – это….

Город не фон, на котором развивается действие романа, а …

Общее впечатление, которое создают описания улиц, площадей, людей,  это ощущение…

В уста своих героев (героя, какого?) автор вкладывает слова:……

Мир петербургской жизни -

Работу по теме "Петербург Ф. М. Достоевского" перешлите для проверки (при оценивании учитывается самостоятельная работа с текстом)

К следующему уроку перечитайте  главы:  2  (исповедь Мармеладова в распивочной),

 3  (письмо матери), 5 (сон Раскольникова).

 

08.05. (1 урок) Тема: Мир «униженных и оскобленных » в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».  Мармеладовы и Раскольниковы.

«Боль за человека»- основа авторской позиции в романе.

  1. Пройдите по ссылке, изучите материал по презентации «Мир «униженных и оскорбленных» в романе» (слайды 7-23):

https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-mir-unizhennih-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie-3074612.html

  1. Составьте конспект (короткие характеристики героев, цитаты) по ходу работы с презентацией:

- Мармеладов (слайды 8,10,11)

- Катерина Ивановна (слайды 8,14)

- Соня Мармеладова (слайд 16)

- Дуня Раскольникова (слайд 19, 21)

Сделайте общий вывод, продолжив суждение: Все герои – «бывшие люди»:  …… Они все находятся в жизненном тупике….

  1. Ответьте на вопросы:

- Чья судьба кажется более трагичной: Катерины Ивановны или Семена Захарыча?

- Что толкнуло Соню на панель? Как отнеслась  к этому Катерина Ивановна?

- Почему Дуня Раскольникова соглашается выйти замуж за Лужина?

- В чем сходство судеб Сони Мармеладовой и Дуни Раскольниковой?

- Как связаны знакомство с семьей Мармеладова, письмо матери с намерением Раскольникова совершить задуманное «предприятие», пойти на преступление?

  1. Один из ответов (более сложные выделены) оформите письменно (объем 2 страницы) и перешлите для проверки.

Перечитайте ч.1 гл.6 (разговор студента с офицером), ч.3 гл.5 (теория Раскольникова), ч.1 гл. 6-7 (подготовка к преступлению, преступление) ч.5 гл. 4 (разговор с Соней, признание в преступлении).

 

08. 05. (2 урок)Тема: Социальные и  философские истоки индивидуалистического бунта  Раскольникова.

1.Запишите в конспект:  Основная тайна романа  не в преступлении, а в мотивах преступления, поэтому  главный вопрос – вопрос не о самом преступлении, а  о том, почему оно совершено, что  толкнуло героя  на этот путь?

Причин, побудивших Раскольникова к убийству,  несколько (внешние и внутренние):

- социальная (он унижен, «задавлен бедностью», страдает за других, доведен до крайней степени отчаяния,  протестует против своей участи);

- психологическая (голод, нервное истощение, болезненное состояние, близкое к помешательству: лихорадка, озноб, свинцовый сон, «клочки и обрывки каких-то мыслей так и кишили в его голове; но он ни одной не мог схватить, ни на одной не мог остановиться, несмотря даже на усилия»);

- философская: теория о праве сильной личности, созданная Раскольниковым и опубликованная за полгода до убийства в статье «О преступлении….»

  1. Пройдите по ссылке, посмотрите эпизод разговора со следователем Порфирием Петровичем:

https://www.vokrug.tv/video/show/otryvok_iz_filma_prestuplenie_i_nakazanie_teoriya_raskolnikova/

  1. Ответьте на вопросы:

-  В чем суть теории Раскольникова? (3 цитаты выписать из текста ч.3, гл.5)

- Сам ли Раскольников выдумал теорию «двух разрядов»? (устно)

-  Какая мысль из  подслушанного  разговора студента и офицера  стала для Раскольникова подтверждением его теории? ( 2 цитаты выписать  из ч.1, гл.6).

  1. Перечитайте главу 7 в 1 части (убийство старухи-процентщицы) и главу 4 части 5

(разговор Раскольникова с Соней),  ответьте письменно на вопрос:  Почему Раскольников совершил преступление? (Какая из трех причин (социальная, психологическая или философская) стала основной?)  Обоснуйте свое мнение фактами и цитатами (не менее 2 !, объем 1 страница: ответ на вопрос + потому что, во-первых, …, во-вторых,…. , в –третьих, …)

Конспект перешлите на проверку.  К следующему уроку  перечитайте ч. 3 гл.6 (внутренний монолог Раскольникова), ч. 3 гл.5.,  ч. 4 гл.5,   ч.6 гл.2  (встречи и разговоры со следователем  Порфирием Петровичем)

 

13.05. Тема урока: Опровержение теории и наказание Раскольникова.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение, повторите суть теории Раскольникова,

составьте опорный конспект (тезисы или схемы по слайдам с  подтверждением текстом романа):  https://www.youtube.com/watch?v=b3ViwAT1cas

- Авторская позиция в романе (цель написания романа, идея) – ......

- Система авторских опровержений теории Раскольникова (доказательства несостоятельности записать по слайду и ответы на вопросы):

1) Докажите, что Раскольников испытывает нравственные мучения  накануне преступления и после его совершения (2 цитаты)

2) Разговоры со следователем Порфирием Петровичем – «психологические поединки».Почему Раскольников требует, чтобы его допрашивали официально, «по форме»? Почему Порфирий Петрович с первой встречи убежден в виновности Раскольникова («Солгал-то он бесподобно, а на натуру-то не сумел рассчитать…»)? (статья учебника, стр. 231-232 – 3-4 предложения)

3) Главное доказательство антигуманности теории Раскольникова в том, что нельзя загладить одно маленькое преступление тысячей добрых дел: одно преступление влечет за собой другие. Скольких человек «убил» Раскольников? (попробуйте ответить!)

- Наказание Раскольникова (записать со  слайдов)

1) Раскаивается ли Раскольников в преступлении? (ч.5, гл.4 разговор с Соней, ч.6, гл7 ( разговор с Дуней) – ответ: 1 предложение  +2 цитаты.

2) Какой смысл вкладывает Раскольников в слова: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!» В чем суть наказания Раскольникова? (развернуть письменно, обосновать -1стр.)

  Конспект урока переслать на проверку (оценивается работа в целом)

К следующему уроку перечитать ч. 5,  гл.4 (разговор с Соней), ч6, гл.5 (Свидригайлов рассказывает Дуне об убийстве старухи), ч.6, гл. 7-8 (признание в убийстве), эпилог, ч.2

 

15.05. Тема урока: «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.  «Преступление и наказание» -  роман-предупреждение.

  1. Запишите в конспект:   Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского (символика имени- мудрость, Душа и совесть мира).
  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение:

https://www.youtube.com/watch?v=Mbdwb3sR8zc

  1. Ответьте на вопросы по прочитанным главам и статье учебника «Вечная Сонечка»      (стр.236-239):

1) Почему именно Соне  Раскольников признается в убийстве? (устно)

2) По каким принципам живет Соня? (устно)

3) Раскольников говорит Соне: «Ты  тоже переступила, загубила жизнь свою». Во имя чего она «переступила»? (устно)

4) В чем видит Соня причину преступления Раскольникова? (ч.5 гл.4 – 1 цитата)

5) В чем «правда» Сони? Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает слабенькая Соня? В чем она видит спасение для Раскольникова?  (письменно – ответ+цитата)

  1. В эпилоге романа автор пишет, что страдания, перенесенные героями, открыли им дорогу к счастью: «их воскресила любовь». О какой любви идет речь? (ответ +цитата).
  2. Роман «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение, потому что…..  (закончите суждение двумя аргументами)
  1. Пройдите итоговый онлайн тест, номера ответов запишите и пришлите (срок 15.05)

https://infourok.ru/itogoviy-test-po-romanu-f-m-dostoevksogo-prestuplenie-i-nakazanie-391982.html

Опережающее задание: прочитайте рассказы А.П.Чехова «Ионыч» и «Человек в футляре»

 

19. 05. Урок№1  Тема урока: А.П. Чехов. Жизнь и творчество.  Трагикомедия «футлярной жизни»:   «маленькая трилогия»

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте лекцию «Неповторимый гений», выделите и запишите основную информацию об интересных фактах из жизни писателя:

https://www.youtube.com/watch?v=HLXarUPxWAA

При составлении конспекта пользуйтесь опорным планом:

- Место писателя в мировой литературе:
- Писатель прожил  -----

- Учитель литературного мастерства для Чехова - …

- Факты общественной деятельности:

- Место в русской литературе, оценка таланта Толстым:

  1. Чехов – признанный мастер «малых» прозаических форм. Благодаря писателю в русской литературе появился и литературоведческий термин «маленькая трилогия» - три рассказа, объединенные общей темой.

Пройдите по ссылке и повторите на видеоуроке  материал  об изображении «футлярной жизни» в «маленькой трилогии», с которым вы частично знакомились  в 9 классе:    https://www.youtube.com/watch?v=ZmPpqlf4lVk

Запишите в конспект:

- Особенности стиля Чехова:

- понятие «футлярность» -

- 3 рассказа, входящие в трилогию:

- учитель Беликов – «человек в футляре», детали «футлярности»:

- девиз жизни Беликова:

  1. О чем рассказ «человек в футляре»? Найдите ответ на странице учебника 260 ( 2 абзац) , запишите в тетрадь.
  2. Идея «маленькой трилогии» звучит в рассказе «Крыжовник». Продолжите известную мысль Чехова, прозвучавшую на видеоуроке: «Человеку нужно не три аршина земли…….»

Урок №2 Тема урока: Тема гибели человеческой души  и нравственного оскудения личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Одной из важнейших тем в творчестве Чехова является тема нравственной ответственности  человека за все, что с ним происходит.  В рассказе «Ионыч» писатель исследует  процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни, деградации личности.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте анализ содержания рассказа «Ионыч» (лекция №78)

https://www.youtube.com/watch?v=2W_JnaMDhVw

  1. Проследите по тексту рассказа, как доктор Старцев превращается в  Ионыча, следуя пунктирной художественной  детали – времени. Каким предстает герой в разное время пребывания в городе С.?

( выпишите выразительные цитаты -1 на каждый пункт, проследив изменения во внешности, материальном состоянии, способе передвижения):

- появление в городе С. (ч.1) –

- прошло больше года (ч. 2-3) -

- прошло четыре года (ч.4) -

- прошло еще несколько лет (ч.5) -

  1. Подведите итог: какова цель сопоставления изменяющихся характеристик героя?

(2-3 предложения) Запишите в конспект.

 

20.05.  Тема урока: А.П. Чехов Рассказ «Ионыч». Идея, смысл названия.

В рассказе при помощи  деталей показано, как герой меняется внешне, как обывательские интересы заглушают в человеке живую душу. Нравственное падение Старцева писатель раскрывает, рассказывая историю любви.

  1. Проследите, как меняется отношение доктора Старцева к Кате Туркиной:

- часть 2: Старцев влюблен: «она восхищала его своей свежетью», «казалась ему очень умной и развитой не по летам», он способен прийти на свидание ночью на кладбище, отдавшись «этой слабой, пустой надежде», что она придет.

- часть 3: Старцев собирается сделать предложение («на душе было туманно и радостно», но при этом возникает мысль: «А приданого они дадут, должно быть, немало…»), признается в любви Катерине Ивановне («Любовь моя безгранична»…) и получает отказ («У Старцева перестало беспокойно биться сердце»)

- часть 4 (прошло 4 года): «Он вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах, которые волновали его четыре года назад, - и ему становилось неловко», «А хорошо, что я тогда не женился»

- часть 5: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?»

  1. Запишите предложенный цитатный материал в конспект.
  2. Сделайте вывод, ответив на вопрос на основе статьи учебника (стр.262-267) и собственных суждений:  Почему «потухла молодая душа», «отяжелело умевшее любить сердце»? Кто в этом виноват?  (3-4 предложения)
  3. Чехов всегда использовал «говорящие фамилии». В чем смысл названия рассказа? Какую смысловую нагрузку несет замена фамилии на короткое отчество? (3-4 предложения)

Ответы на вопросы  запишите, сохраните как материал для итогового сочинения в 11 классе.

    Рекомендации для чтения на лето

Уважаемые будущие  одиннадцатиклассники!  Для успешного усвоения курса литературы прочитайте эти произведения летом!

      Из русской литературы

  1. А. П. Чехов «Вишневый сад»
  2. И.А. Бунин «Легкое дыханье», «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско»,

 «Темные аллеи» "Антоновские яблоки"

  1. А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Поединок»
  2. Максим Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  3. А.Н. Толстой «Петр I»*
  4. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Дни Турбиных»
  5. Андрей Платонов «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире», «Котлован»
  6.  Евгений Замятин «Мы»
  7. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
  8. Борис Пастернак «Доктор Живаго»*

11. Владимир Набоков «Машенька»

12.Виталий Закруткин «Матерь человеческая»

13.  Валентин Распутин «Прощанье с Матерой»

14.  Виктор Астафьев «Царь-рыба», «Печальный детектив» *

15.  Василий Шукшин Рассказы

16. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

17.Э. Казакевич «Звезда», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Курочкин «На войне как на войне», К. Воробьёв «Убиты под Москвой», Е. Воробьёв «Капля крови» *.

18. Стихотворения Валерия Брюсова, Игоря Северянина, Николая Гумилева, Марины Цветаевой, Александра Блока (+ поэма «Двенадцать»), Анны Ахматовой (+ поэма «Реквием»), Осипа Мандельштама, Сергея Есенина (+ поэма «Анна Снегина»), Владимира Маяковского (+ поэмы «Облако в штанах»), Бориса Пастернака, Александра Твардовского (+ поэма «По праву памяти») Иосифа Бродского

          II. Из мировой литературы

  1. Эрих-Мария Ремарк «Три товарища»
  2. Эрнст Хемингуэй «Прощай, оружие!», «Старик и море»
  3. А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
  4. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
  5. Джордж Оруэлл «1984»

*Произведения, отмеченные звездочкой, даются в обзоре, но они могут  быть использованы на итоговом сочинении.