Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Русский язык

 

7 апреля 2020 г.н.э.

Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку. Урок 1

Напишите тренировочное сочинение – комментарий в формате ЕГЭ к следующему тексту.

***

        Вы видели когда-нибудь, как работает профессиональный почтальон?

        Имеется в виду – не на маршруте, который в нашем случае причудливым лабиринтом охватывает живописно разбросанный по крутому склону участок одноэтажных довоенных домиков, а на самой почте – на этапе сортировки газет и писем по установленным адресатам. Так сказать, в процессе подготовки корреспонденции по персоналиям. Некоторые даже не задумываются о том, что у почтальонов вообще предусмотрена этакая процедура, и что операция эта находится в зоне именно их ответственности.

        Да-да, именно такое слово – «ответственность»!

        Не знаю, байка это или нет, но бабуля моя рассказывала – были времена, когда за перепутанные газеты почтальон запросто мог загреметь на лесоповал. А может быть, она просто стращала не в меру гиперактивного внука, успокаивала заведомо, когда брала его с собой на работу.

         Помню как сейчас – раннее утро, на улице темно еще, и я тоскую в углу на табурете, по всем очкам проигрывая в жестокой борьбе с приступами зевоты. И вот – в длинное сортировочное помещение грузчики торжественно втаскивают огромные тюки свежей прессы, головокружительно пахнущие типографией. Женщины-почтальоны, многозначительно молчаливые и собранные, будто перед парашютным прыжком, раскладывают перед собой каждая, как ей удобно, высокие пачки развернутых газет, батарею поменьше из журналов разных мастей и горочки заранее отсортированных по маршруту писем и извещений.

        И начинается волшебство. Таинство профессии.

        В доли секунды смачиваются пальцы о влажные поролоновые губки (у каждой – своя по форме, степени увлажнения и месту размещения), с невообразимой скоростью шуршат подхватываемые будто из воздуха газеты, сворачиваясь по удобным четвертям, хранящим в своих внутренностях письма и журналы, коротким росчерком мелькает под нужным углом заточенный карандаш, оставляя на полях лицевой газеты одному почтальону известные иероглифы. Впрочем, расшифровать их не составляет особого труда, у моей бабушки: «Б» – улица Буденного, «Ч» – Чапаева, «К» – Котовского, «Л» – Лагерная и так далее. Цифры – разумеется, это номера домов. Черточками и крючочками обозначаются разные нюансы, типа «два адресата в одном доме» или «можно или туда, или сюда», и тому подобное.

         Впрочем, магия заключается в другом – в невообразимой скорости мелькающих рук и эзотерических ощущениях таинства настоящего мастерства. Помню, меня, ребенка, в первый раз на почте у бабушки до глубины души поразила Гармония работы настоящих мастеров своего дела. Именно Гармония и именно с большой буквы. Внимание, работают профессионалы! Вы представляете? Ни одного лишнего движения, никаких посторонних слов или взглядов, они даже в свои шпаргалки почти не заглядывали – практически наизусть помнили, кому и что откладывать. А у каждой – не меньше полутысячи подопечных на участке.

          И все это оказалось для меня чудесным открытием. Получается, профи могут быть даже среди почтальонов! Невероятно. А то раньше преподносилось все как-то легкомысленно: «Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?»

          Все вам стишки да шуточки, а тут… профессионалы! Моя добрая и веселая бабушка – оказывается, строгий и серьезный мастер, пугающий оторопевшего внука в этой своей новой трансформации невиданным священным обличьем.

          Моя бабушка – волшебник Гудвин, великий и ужасный!

Да-да, приблизительно так я тогда это и испытывал. К слову, с младых ногтей понятия «профессионал», «мастер», «виртуоз» несут для меня особый сакральный смысл. Спасибо бабушке!

(482 сл. Виктор Сиголаев (1966 г.р.), современный писатель-фантаст, уроженец Севастополя.)

*****

Сфотографируйте свою работу и отправьте её личным сообщением через сеть ВКонтакте.

11 апреля 2020 г.н.э.

Основные этапы работы над сочинением на ЕГЭ по русскому языку. Урок 2.

Прослушайте вебинар, посвящённый изменениям в структуре сочинения на ЕГЭ по русскому языку и в системе оценивания этого сочинения.

https://ctege.info/sochinenie-ege/sochinenie-na-ege-2019-po-russkomu-senina-narushevich.html?ddexp4attempt=1

Особое внимание уделите размещённым там же слайдам презентации.

Всё ли вам понятно? Сопоставьте свою систему работы над сочинением с предложенной.

Допишите и отправьте мне свою работу по тексту Виктора Сиголаева. До сих пор это сподобились сделать только 3 человека!

14 и 18 апреля 2020 г.н.э.

Подготовка к ЕГЭ. Тест (2 урока)

  1. Выполняем задания 22 - 26 ЕГЭ.

Пройдите по ссылке, прочитайте тексты, выполните задания.

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/04/10/testy-russkiy-yazyk-ege-zadaniya-22-26

  1. Для повторения пройдите по ссылке и выполните тест .

https://onlinetestpad.com/ru/test/80727-izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva-russkogo-yazyka

Фотографии выполненных заданий и скриншот результатов теста пришлите мне в субботу, 18 апреля, личным сообщением В Контакте.

21 и 25 апреля 2020 г.н.э.

Комплексный анализ текста (2 часа)

Выполните упражнение № 560: первые вопросы – устно или на черновике, а вот задание «Р» - письменно и в тетради. Да , опять формат ЕГЭ!

В субботу сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

28 апреля 2020 г.н.э.

Решение тестовых заданий ЕГЭ. Задание 26

Выберите из текста поэмы А.Т. Твардовского «По праву памяти» примеры-иллюстрации любых 15 фигур из этого списка:

Фигуры речи

Инверсия

Эллипсис

Умолчание

Риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение

Синтаксический параллелизм

Антитеза

Анафора, эпифора, стык, кольцо, лексический повтор, рефрен

Парцелляция

Цитирование

Именительный темы

Вопросно-ответная форма изложения

Градация

Многосоюзие, бессоюзие

Синтаксические конструкции (ряд однородных членов, вводные слова и предложения, вставные конструкции, сравнительные обороты, обособленные и уточняющие члены предложения)

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

12 мая 2020 г.н.э.

р/р № 6. Готовимся к ЕГЭ

 Прочитайте текст.

Напишите по прочитанному тексту сочинение в формате задания № 27 ЕГЭ.

 

(1) Заскрипели гужи, пропахшие дегтем, сошники запохрустывали мелкими камушками. (2) В небе, над полем, заливаются жаворонки. (3) Пахари посвистывают, подают лошадям команды: «Прямо! Прямо!» (4) Или на завороте: «А что, забыла за зиму, где право, где лево?»

(5) И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо.

(6) Вообще на севе у пахаря и коня должно быть полное взаимопонимание. (7) Если начнут скандалить — ничего не получится. (8) Хороший крестьянин пашет без погонялки, лошадь свою не материт, не ругает. (9) Действует на нее лаской, уговорами, а иногда стыдит ее, как человека. (10) Норовистый конь не годится на пашне.

(11) А борозда за тобой идет да идет, и грачи тотчас садятся в нее, тюкают носами в родимую землю.

(12) Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. (13) Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости. (14) Она же возьмет тебя в себя и обымет, и упокоит навеки, когда придет крайний твой срок… (15) А пока черная борозда идет и идет полосой. (16) Пласт к пласту ложится на поле. (17) И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю.

(18) А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса. (19) Вот не спеша идет полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. (20) Шаг, второй — и золотой дождь летит из горсти. (21) Отскочив от лукошка, зерна ложатся на свежую землю. (22) Сеятель бормочет про себя какое-то извечное заклинание: то ли поет, то ли молится.

(23) В сосняке, рядом, ребятишки зажгли костер. (24) Девицы, собирая сморчки-подснежники, поют «Веснянку». (25) Земля подсыхает, требуется тотчас заборонить семена.

(26) Обычно после овса сеяли лен — одну, самое большее две полосы, затем горох и ячмень.

(27) Была такая примета: надо встать под березу и взглянуть на солнце. (28) Если уже можно сквозь крону смотреть не щурясь, то продолжать сев бесполезно. (29) Только семена зря выкидаешь. (30) Если листва не больше копейки и солнце легко пробивается сквозь нее, то день-два еще можно сеять.

(31) После сева обязательно топят баню. (32) Досталось за эту неделю и людям и лошадям: мужик отпаривается, конь отстаивается.

(33) А вот и первая травка.

(34) Первый выгон скотины на пастбище — событие не хуже других. (35) Пастух в этот день кум королю…

(36) Трава растет стремительно. (37) Живая. (38) В лесу, если день теплый, к вечеру иные стебли вытягиваются на вершок от земли.

(39) Глядишь, пора и огороды сажать… (40) Плюют семена овощей в рассадники. (41) Женщина наберет в рот заранее намоченных семян капусты или брюквы и форскнет что есть силы. (42) Семена ровно разлетаются по рассаднику. (43) На ночь укрывают рассадник холщовой подстилкой или даже шубами, если старики посулили заморозок и если кошка жмется к теплой заслонке.

(44) Огород городить — тоже очень важное дело, без огорода скотина за лето все вытравит. (45) У хороших хозяев кол можжевеловый, жердь осиновая, вица еловая — изгороди нет износу. (46) У ленивого она из чего придется, потому и приходится городить каждую весну.

(47) Весна кончается с первым теплым дождем и первым раскатистым громом. (48) Услышав гром, девушки должны кувыркаться через голову, чтобы поясница не болела во время жнитва. (49) Причем надо успеть кувыркнуться, пока гром не затих. (50) Хоть в луже, хоть на лужке, хоть в будничном сарафане, хоть в праздничном, все равно кувыркайся. (51) Смех, возгласы и восторженный девичий визг не затихают вместе с грозой. 

(Василий Иванович Белов (1932- 2012) – уроженец Северного края, поэт и писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». Фрагмент взят из книги «Лад. Очерки о народной эстетике»).

16 мая 2020 г.н.э.

Комплексное повторение изученного в курсе русского языка

Дорогие выпускники! Так уж и быть, посмотрите на меня напоследок!

https://www.youtube.com/watch?v=i4muJ3v41lI

А теперь практическая часть. Определите тип ошибки в каждом из предложений (тут есть как грамматические, так и речевые ошибки). Запишите предложения в исправленном виде.

  1. В 1918 году Соболев переходит на сторону Красной Армии, был участником Ледового похода, кронштадтских событий. 
  2. Пушкин ничего не прибавил и не убавил к неувядающим народным представлениям о прекрасной волшебной Деве с горящей звездой во лбу.
  3. В больнице, отстояв огромную очередь, ее принял врач, который решил сделать ей тест на коронавирус.
  4. Такая система, когда неэффективное госуправление препятствует эффективной работе рыночных механизмов, красной нитью проходит через всю экономическую политику в стране.
  5. В компании владельца судов заявляют, что экипажу ничего не угрожает, пробоин в суднах нет. 
  6. Один из главных лейтмотивов всего политического Рунета - ненависть к богатым.
  7. Правительство РФ до 1 ноября 2020 года должно представить предложения по возмещению из бюджета расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников, которые были понесены родственниками участников Великой Отечественной войны, умерших в Севастополе и Республике Крым до 21 марта 2014 г.
  8. Корабль пустили на воду в 1914 году. 
  9. В частности, ведомство призвало соблюдать в школах дистанцию не менее 1,5 метра как между учениками, так и педагогами.

Сфотографируйте то, что у вас получилось и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

19 мая 2020 г.н.э.

Комплексное повторение изученного в курсе русского языка

Смотрите видео, тренируйтесь, готовьтесь к ЕГЭ. На какое бы число его ни назначили!

Здесь два разных, но очень добротных урока. Есть возможность отработать приёмы работы с одним из заданий тестовой части и повторить основные подходы к написанию сочинения.

https://www.youtube.com/watch?v=21xLOmG2yo0

https://www.youtube.com/watch?v=cAv_uVDElyY

Только не вздумайте запасаться попкорном! Лучше возьмите ручку, побольше бумаги – и конспектируйте!

УДАЧИ!