Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литературное чтение

Уважаемые  родители и ученики! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий останется прежним: понедельник, вторник, среда, пятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания.  

С уважением, Гуцалюк Лиана Сергеевна!

ДатаТемаСодержание
06.04.2020Л. Пантелеев "Трус". Поведение и внутреннее состояние литературных персонажей.

1. Знакомство с биографией автора.

JYUZTPuFceo.jpg

Леонид Пантелеев (1908—1987)

Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом.

Настоящее имя Леонида Пантелеева — Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда бы он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял — литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» — стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви — относятся к 8-9-летнему возрасту.

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л. Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти».

В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.

2. Первичное знакомство с текстом стр. 110. Читай выразительно, соблюдая все паузы.

3. После прочтения поработай с вопросами на стр. 111, если затрудняешься ответить, прочитай текст еще раз. 

4. Повторно читая текст будь внимательней, вдумывайся в каждое слово. 

5. Составь план-пересказ (3-4 пункта) и потренируйся пересказывать текст. 

07.04.2020Н.Н. Носов "Живая шляпа".  Определение эмоциональной окрашенности произведения. передача внутреннего состояния героев при чтении по ролям.

1. Знакомство с биографией автора.

7024c57e14d87efe4aaddb65cc1a883d.png

Николай Николаевич Носов (1908 – 1976) – русский писатель, драматург, режиссер и киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени, автор известных детских произведений о Незнайке.
Образование. Начало творческой деятельности. В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер.
В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).
26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

2. Первичное знакомство с текстом стр. 112-115. Читай выразительно, соблюдая все паузы.

3. После прочтения поработай с вопросами на стр. 115, если затрудняешься ответить, прочитай текст еще раз. 

4. Повторно читая текст будь внимательней, вдумывайся в каждое слово. 

Д/з: читать произведение по ролям.

08.04.2020А.Л. Барто "Снегирь". Чтение произведения с соблюдением литературных норм, соотнесение поступков героев с нравственными нормами.

1. Знакомство с автором

6a009754.jpg

Агния Львовна Барто (1906-1981) – российский и советский детский писатель, киносценарист. В биографии Барто есть место ярким встречам и увлекательным событиям, благодаря которым раскрылся ее талант.

Первые стихи для детей были опубликованы в 1925 г. Стихотворения "Мишка-воришка” и "Китайчонок Ван Ли” сегодня проходят в 3 классе.
Выйдя замуж за поэта П. Барто, она в соавторстве с ним написала такие стихотворения, как "Считалочка”, "Девочка чумазая” и "Девочка-ревушка”.
 Сборник "Стихи детям” вышел в 1949 г. Сборник "За цветами в зимний лес” – в 1970 г.
В 1976 г. вышла книга "Записки детского поэта”.
Агния Барто внесла свой вклад в советский кинематограф. Совместно с Р. Зеленой в 1939 г. она написала сценарий для х/ф "Подкидыш”. В 1949 г. был написан сценарий "Слон и веревочка”, 1953 г. – "Алеша Птицын вырабатывает характер”, в 1961 г. – "10000 мальчиков”.
От первого брака у А. Барто был сын Эдгар, родившийся в 1927 г. 5 мая 1945 г. он погиб, попав под колеса грузовика.
Вторым супругом поэта был А. В. Щегляев, член-корреспондент АНССР. Их дочь, Т. А. Щегляева, является кандидатом технических наук. 
Агния Барто ушла из жизни 1 апреля 1981 г. Ее похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище. 
 
2. Внимательно прослушай аудиозапись стихотворения. Обрати внимание на паузы и эмоциональную окраску.
 
3. Самостоятельно прочитай вслух стихотворение. 
 
Д/з: с. 116-119 Выразительное чтение  и работа с вопросами по произведению. 
 
10.04.2020А.Л. Барто "Снегирь" Определение собственного отношения к герою, прогноз его поступков

1. Посмотри мультфильм созданный по мотивам произведения 

https://youtu.be/a0fpHyWq7E0

2. Прочитай стихотворение про себя 

3.  Объясни своё отношение к герою 

 

Д/з: нарисуй животное, которое ты хотел бы завести или уже завёл

 

13.04.2020В.К. Железников "Рыцарь". Чтение произведения с соблюдением литературных норм
  1. Знакомство с биографией автора
    CVT8s8oXAAASQDF.jpg

    Владимир Карпович Железников – известный детский писатель, кинодраматург, Заслуженный деятель искусств России. Наиболее известные работы – «Чучело», «Жизнь и приключения чудака». Родился 26 октября 1925 года в Витебске. Детство будущего писателя прошло в частых переездах и путешествиях, так как отец был кадровым военным. Он жил в городах России, Белоруссии и Прибалтики. Писать Владимир начал довольно рано. Уже в девять лет он вел дневники, а в 15 лет – написал небольшую повесть. В годы войны он учился в спецшколе военного назначения, а затем в артиллерийском училище.

    Переехав в Москву, Владимир поступил в юридический институт и параллельно занимался писательством. В 1957 году он окончил Литературный институт им. Горького. Первая книга Железникова, «Разноцветная история», вышла в свет, когда ему было 35 лет. Многие его произведения переведены на разные языки и посвящены межличностным отношениям. Дебютом в кинодраматургии стал сценарий фильма «Серебряные пруды», повествовавший о жизни и творчестве детского писателя Аркадия Гайдара. Особое внимание в своих работах Железников уделял и проблемам взросления, детства, отрочества, что отразилось в его киносценариях «Чудак из пятого “Б”» и «Чучело».

  2. стр. 120 - найди в словаре предложенные слова
  3. Первичное знакомство с текстом стр. 120-121

Д/з: стр. 120-121 выразительное чтение

14.04.2020В.К. Железников "Рыцарь"  Воображение при работе с иллюстрацией 
  1. Прочитай произведение стр. 121-123
  2. Поработай с вопросами к тексту 

    Д/з: Нарисуй иллюстрацию к произведению 
15.04.2020А.Г. Алексин "Первый день" Чтение произведения с соблюдением норм литературного произведения.
  1. Знакомство с биографией автора. 113068.jpg

    Анатолий Георгиевич Гоберман, впоследствии взявший фамилию Алексин, родился в Москве 3 августа 1924 года. Его отец, участник революционных событий в Сибири и Дальнем Востоке и гражданской войны, пламенный большевик. В последующем работал редактором большевистского журнала в Москве. Попал в 1937 году под колесо репрессий. Детские годы Анатолия, будущего писателя, прошли на московской даче в Серебряном бору. Там же он познакомился с Самуилом Яковлевичем Маршаком, детским писателем. С началом Великой Отечественной войны ему была поручена работа заведующего заводской малотиражной газетой. По окончании войны Анатолий - студент Московского института востоковедения. На этот момент уже вышли в печать его первые работы.

    Анатолий Алексин, выпускает целый ряд сборников повестей и рассказов о детской и юношеской жизни, о единении детского и взрослого мировозрения. Вышедшие в свет книги Анатолия Алексина были настоящими бестселлерами того времени и, даже, были рекомендованы для внеклассного изучения в школе. Книги и сейчас не теряют свою актуальность. Труд Алексина был высоко оценен правительством. Алексину присуждают ряд Государственных премий РСФСР и СССР, Ленинского комсомола, Международной премии социалистических стран имени А.М. Горького, ему дают Международный диплом имени Андерсена, почетную медаль Н.К. Крупской. Бывший член-корреспондентом Академии педагогических наук, секретарем Правления Союза писателей РСФСР, президент ассоциации «Мир – детям мира!», имеющий еще целый ряд престижных званий, Анатолий Георгиевич Алексин живет в Израиле и продолжает творческую работу.

  2. Первичное знакомство с текстом стр. 124-126 

Д/з: стр. 124-126 выразительное чтение, работа с вопросами к тексту 

17.04.2020А.Г. Алексин "Первый день". Внутреннее состояние персонажей, объяснение причин их поступков.
  1. Повтори (повторно прочитай текст) с. 124-126
  2. Подели текст на несколько частей. 
  3. Составь план-пересказ 
  4. Потренируйся пересказывать произведение 
20.04.2020С. Я. Маршак "Друзья-товарищи" Определение эмоционального состояния персонажей
  1. Вспомни, какие произведения Маршака тебе уже известны?
  2. Прочитай стихотворение стр. 127 
  3. Перейди по ссылке и прослушай стихотворение https://youtu.be/dd6rz5wK9Ck

Д/з: стр. 127 выразительное чтение стихотворения. Работа с вопросами к произведению 

21.04.2020Внеклассное чтение. Рассказы о детях. Расширение круга чтения. (Н.Носов, В. Драгунский, В. Железников)
  1. Вспомни, какие произведения Н.Носова, В.Драгунского и В.Железникова ты уже знаешь .
  2. о чем были эжти произведения? 
  3. Какие из них тебе больше всего понравились и почему? 
  4. Выбери одно из произведений и прочти его:  
    1) Н.Носов "Ступеньки"
    2) В.Драгунский "Денискины рассказы" 
    3) В. Железников "Чучело"
22.04.2020"Идёт матушка-весна..." , "Призыв весны".  
  1. Прочитай песню на стр. 136
  2. Прослушай песню в разных вариациях
  3. https://youtu.be/3D15WQDJLSs 
    https://youtu.be/0xCfqrLUA08 
  4. Какое настроение передаёт первый ролик, а какое второй? 

Д\З: ПО ВЫБОРУ: наизусть "Идёт матушка-весна" или проиллюстрировать "Призыв весны"

24.04.2020"Сад" (русские народные песни)
  1. Прочитай песню на стр. 137
  2. Проиллюстрируй произведение .
  3. Выучи наизусть. 
27.04.2020А.Н. Плещеев "Птичка" 

Risunok2.jpg

  1. Прочитай стихотворение "Птичка" на стр. 138
  2. Поработай с вопросами в конце произведения.
  3. Д/з: Проиллюстрируй стихотворение, потренируйся в выразительном чтении.
28.04.2020А.Н. Плещеев "Весна" 
  1. стр. 138-139 выразительное чтение
  2. работа с вопросами в конце произведения
29.04.2020В.В. Вересаев "Перелётные птицы"
  1. с. 140-141 выразительное чтение
  2. работа с вопросами в конце произведения. 
  3. Д/з: подготовь сообщение об одной из перелётных птиц (название, где обитает, когда улетает и когда возвращается)
06.05.2020А.С. Пушкин "Только что на проталинах весенних"
  1. Ознакомься с произведением на с. 142
  2. Перейди по ссылке и прослушай аудиозапись. https://teatr.audio/pushkin-aleksandr-tolko-chto-na-protalinah-vesennih одати внимание на паузы и интонацию.
  3. Какое настроение передаёт стихотворение? 
  4. Повторно прочитай стихотворение
08.05.2020А.Н. Толстой "Весна" 
  1. Прочитай рассказ на стр. 143-144, поработай с вопросами в конце произведения.
  2. Какие образы возникают при чтении рассказа? Проиллюстрируй его.
12.05.2020С. Чёрный "Зеленые стихи" 

1. Знакомство с автором.

Родился Александр Михайлович Гликберг (именно он впоследствии взял псевдоним Саша Черный) 1 октября 1880 года в городе Одесса. Его родители были евреями, что в дальнейшем имело влияние на его развитие и восприятие мира благодаря специфическому воспитанию. В семье было пятеро детей, из которых двое имели имя Саша. Наш поэт был брюнетом, поэтому и получил прозвище «черный», которое в дальнейшем стало его псевдонимом. Для того чтобы получить образование в гимназии, мальчика крестили в русской православной церкви, но учебное заведение он так и не окончил. Саша сбежал из дома и стал попрошайничать. Эту историю написали в газете, и местный благотворитель К. К. Роше, растроганный историей мальчишки, взял его к себе на воспитание. Роше обожал поэзию и приучил к этому юного Гликберга, дал ему хорошее образования и подтолкнул к тому, чтобы Саша начал писать стихи. Именно Роше можно считать крестным отцом Саши в области литературы и поэзии. 

В библиографию поэта вошло более 40 книг и сборников, около 100 цитат и поговорок, а также бесчисленное количество стихов. Все его работы были изданы под псевдонимами «Саша Черный», «Сам по себе» и «Мечтатель». Наиболее популярными стали: повесть «Чудесное лето», сборник «Несерьезные рассказы», а также детские книги «Сон профессора Патрашкина», «Белка-мореплавательница», «Дневник фокса Микки», «Румяная книжка» и «Кошачья Санатория», изданы во время между Первой и Второй мировыми войнами.

2. Прочитай произведение с. 144-145

13.05.2020Л. Милева "Синяя Сказка"

1. Знакомство с автором 

Леда Милева  — болгарская писательница и переводчица, общественный деятель. Автор более 30 сборников стихов для детей, театральных и радио-пьес, переведённых на многие языки, включая русский. Также является автором статей по проблемам литературы, перевода и международного культурного сотрудничества; переводчица на болгарский язык американской, английской и африканской поэзии.

2. с. 146-148 выразительное чтение; работа с вопросами в конце произведения

15.05.2020О.Ф. Кургузов "Мы пишем рассказ" 
  1. Прочитай стр. 149-151.
  2. ответь на вопросы в конце текста
  3. Составь план-пересказ
18.05.2020Б.В. Заходер "Что красивей всего?" 

1.  Первичное знакомство с текстом стр. 152-153

2. Подели текст на части и озаглавь каждую часть

19.05.2020Картинная галерея И.И. Левитан "Март"
  1. Рассмотри картину и ответь на вопросы стр. 154-155
  2. Затем перейди по ссылке и посмотри видеоролик

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2909014118774830165&url=http%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo474426680_456239318&text=%D0%98%D1%81%D0%B0%D0%B0%D0%BA%20%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20-%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82&path=sharelink 

20.05.2020Внеклассное чтение. Весна в произведениях русских писателей 
  1. Вспомни в каких произведениях русских писателей ты встречал  описание весны.
  2. прочитай их еще раз
  3. .  Нарисуй рисок на тему "Весна в моём городе"