Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литературное чтение

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий литературного чтения  останется прежним: ПонедельникВторник, СредаПятница. В эти дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельной работы. Прошу присылать ответы на вопросы и задания на мой адрес электронной почты egolga7@yandex.ru Чтобы работа не потерялась, указывайте в теме письма Фамилию ученика. 

Как выполнить классную работу

  1. Откройте учебник на указанной странице, прочитайте название и автора произведения.
  1. Если есть прикрепленная презентация или аудио запись, то просмотрите и прослушайте
  2. Сделайте предложенные задания.

Как выполнить домашнюю работу

  1. Если в уроке есть письменная работа,  отсканируйте  или сфотографируйте выполненные задания и отправьте на почту egolga7@yandex.ru  В  теме письма НЕ ЗАБУДЬТЕ указать фамилию и имя ученика.
  2. Если есть чтение наизусть, то снимайте на видео и присылайте мне в Вайбер.

Между уроками не забывайте делать 15-ти минутный перерыв.

С уважением, ваш классный руководитель Андреева  Ольга  Александровна

Дата

Тема урока

Материал для изучения

Домашнее задание

6.04.2020

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

 

 

  

Информация об авторе (прочитать)

– Виктор Юзефович Драгунский родился 17 ноября в 1913 году.

Писателя больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.

Он организовывал небольшие театральные группы. Артисты в них пели, танцевали, разыгрывали сценки. В этих группах Драгунский был автором маленьких пьес, актером, режиссером.

Виктору Драгунскому было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей.

Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его выступлений от смеха часто сползали со стульев.

Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой.

Словарная работа (прочитать)

- При чтении рассказа «Друг детства» вам встретились слова:

астроном – учёный, изучающий космос;

утиль – старые поломанные игрушки;

груша – фруктовое дерево, а также его плод;

тренажёр для отработки удара боксёра, спортивный снаряд.

Чтение текста  стр 96-101

Физкультминутка.

Хлопай мишка, топай мишка,

Приседай со мной, братишка.

Руки вверх, вперёд и вниз

Улыбайся и садись!

Беседа по содержанию (ответить устно)

Проверьте себя: внимательно ли вы читали рассказ? Вставьте пропущенные слова.

  1. «То я хотел быть……………….., то мечтал стать………………. дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать………………..».
  2. «Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксёрскую………….».
  3. «И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную……….».
  4. «И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего…………….. Мишку».
  5. «И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было………………. и развивать силу».
  6. «Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда………..бы отдал».
  7. «А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал голову к потолку, чтобы…………… обратно».

 

07.04.2020

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1. Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям (чтение устно)

2. Исследовательская работа (работа устно)

- Давайте подумаем, почему Дениска так и не смог использовать Мишку как спортивный снаряд?

- Найдите в тексте слова, которые показывают отношение мальчика к игрушке.

- Кем он был для него? (… мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства).

- Почему у мальчика выступили на глаза слёзы, ведь он не сделал медведю больно? (он пережил и почувствовал удар по Мишке и устыдился этого).

– Чем же закончилась эта история?

- Можно ли Дениску считать хорошим другом? Почему?

- Какова основная мысль рассказа?

(Нужно быть самому верным другом: никогда не предавать, не обманывать друзей, даже, если они игрушечные).

Итог урока

- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но я думаю, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Люди должны быть открытыми, добрыми, дружными как мальчик из рассказа В. Драгунского. И тогда не будет на свете врагов, вражды и войн

Составить рассказ про свою любимую игрушку(письменно)

Примерный план написания рассказа  таков:

  1. Откуда у тебя эта игрушка?
  2. Описание игрушки
  3. Как ты с ней играешь? С кем?
  4. Почему ты любишь эту игрушку?

 

08.04.2020

В.А. Осеева «Волшебное слово»

  • Презентация  к уроку.
  • https://uchitelya.com/literatura/7242-prezentaciya-va-oseeva-volshebnoe-slovo-2-klass.html
  • Выполни устно все задания в ней
  • Учебник  с. 102-105 прочитай  внимательно

Учебник с. 102-105

(Устно)
пересказ по плану

в презентации

(Письменно)

Выслать на Вайбер ответы на вопросы

1.       Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда . . . . . . . .

2.         Мне хотелось бы видеть всех вежливыми потому, что . . . . . . .

3.       Мне помогают правила вежливости тогда, когда  . . . . . . . .

10.04.2020

Л. Н. Толстой «Птичка»

Л. Пантелеев «Трус»

1. Лексическая работа.(выполнить устно)

- Проведем словарную разминку на странице 107 учебника. Объясните значение предложен­ных слов

2. Информация об авторе (прочитать)

1) Лев Николаевич Толстой. Русский

писатель. Автор известных

произведений для детей: «Три медведя»,

«Лев и собачка», «Филиппок», «Котенок»,

«Лгун» и многих других.

2) Родился в Ясной Поляне в 1828 году.

3) В 1859 г. открыл в деревне школу

для крестьянских детей, помог устроить

более 20 шкод в окрестностях Ясной

Поляны. 4) В 1879 году вышла в свет «Азбука»

Л. Н. Толстого для детей (от царских

для мужицких). 5) Умер в 1910г.

3. Прочитать текст стр 107 и ответить на вопросы с 109

3. Посмотреть презентацию Л Пантелееве "Трус"

https://ppt4web.ru/literatura/l-panteleev-trus.html

 

3. Прочитать текст стр 110-111

 Тест А.Пантелеев «Трус»

 (письменно выпиши номера

 заданий и ответов)

1 Что почувствовал мальчик, когда понял, что его заметила девочка?

1)обрадовался

2)стало стыдно

3)испугался

2 Как вел себя мальчик, когда увидел, что над ним смеются?

1)стал притворяться, что сидит просто так

2)начал спускаться вниз

3)позвал на помощь

4)делал вид, что ему жарко

3 Зачем девочка взяла удочку?

1)хотела забрать себе

2)чтобы мальчик спустился вниз

4 Когда мальчику было особенно стыдно?

1)когда над ним смеялись?

2)после слов девочки: «… если трус, то, наверное, и жадина».

13.04.2020

 H. H. Носов «Живая шляпа»

1. Лексическая работа.(выполнить устно)

- Проведем словарную разминку на странице 112 учебника. Объясните значение предложен­ных слов Составьте словосочетания и предложения из данных слов.

2. Прочитать текст стр 112-114

3. Работа с содержанием текста-ответить на вопросы:

- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? Обоснуйте свой вывод.

- Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазерами?

- Как вы думаете, эти мальчики были во всем похожи друг на друга? Для ответа на этот вопрос перечитайте текст молча, понаблюдайте за поведением персонажей. Были Вадик и Вовка трусами или они просто фантазировали?

3. Просмотреть презентацию

https://uchitelya.com/literatura/181392-prezentaciya-nikolay-nosov-zhivaya-shlyapa.html

1.       прочитать текст родителям(устно)

2.      объясни смысл пословиц (письменно)

- «У страха глаза велики».

- «Волков бояться - в лес не ходить».

14.04.2020

А. Л. Барто «Снегирь»

  1. Лексическая работа.(выполнить устно)

- Проведем словарную разминку на странице 116 учебника. Объясните значение предложен­ных слов Составьте словосочетания и предложения из данных слов устно

  1. Прочитать текст стр 116-118

3. Работа с содержанием текста-ответить на вопросы (устно)

- Прочитайте про себя отрывок текста, рассказывающий о том, каким увидел снегиря мальчик­. Как вы думаете, почему мама отказывалась купить снегиря? Докажите свое мнение строка­ми из текста.

- Послушайте строчки:

Трудно было жить на свете, по правде говоря, Я терпел мученья эти только ради снегиря.

- Почему же мальчику стало трудно жить на свете? Какие мученья он терпел?

- Перечитайте строки, рассказывающие об этом и охарактеризуйте внутреннее состояние ге­роя.

4. Просмотреть презентацию

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/priezientatsiia-po-litieraturnomu-chtieniiu-vo-2-klassie-na-tiemu-a-l-barto-snieghir

читать произведение; (устно) ответить на вопросы 4, 6,7 на с. 119 (устно)

15.04.2020

В. К. Железников «Рыцарь»  

1. Беседа

Кто такой взрослый человек

– Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.

2. Прочитать текст стр 120-122

3. Работа с содержанием текста-ответить на вопросы

– Можно ли назвать главного героя этой истории «взрослым человеком»? А почему?

- Прочитайте описание поступка, совершённого Сашей.

Покажите смену настроения героя соответствующей интонацией при чтении.
– Трудно ли было Саше совершить этот поступок?

Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
– Заслуживает ли Саша, чтобы его называли благородным человеком, рыцарем? Почему?

– Подумайте, всегда ли возраст говорит о взрослости человека? Может ли ребенок быть взрослым, а взрослый – ребенком? Кто в этой истории повёл себя как плохо воспитанный ребёнок?

4. Просмотреть презентацию

https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/30941-prezentaciya-v-zheleznikova-rycar-2-klass.html

Прочитать текст стр 120-122 устно ответить на вопросы 1-4

17.04.2020

В. К. Железников «Рыцарь»  

1. Лексическая работа.(выполнить устно)

- Проведем словарную разминку на странице 120 учебника. Объясните значение предложен­ных слов Составьте словосочетания и предложения из данных слов.

2. Рассмотрим иллюстрацию.

Рассмотрите иллюстрации стр 121,123 и найдите к ним слова из текста.

3.  Упражнение-тренинг «Стань взрослым»

-А вам случалось совершать благородные поступки? Вы чувствовали себя в этот момент взрослым человеком? Опишите этот момент.

-Сейчас я хочу, чтобы на некоторое время вы стали взрослыми и разрешили бы по-взрослому некоторые проблемные ситуации.
Предлагаемые ситуации:

  1. Твой товарищ попросил у тебя списать. Как ты поступишь?

  2. В классе разбили окно. Ты видел, кто это сделал. Как ты поступишь?

  3. Одноклассник в твоем присутствии нагрубил женщине, моющей пол в коридоре школы, намусорил. Как ты поступишь? Почему?

  4. Твой товарищ решил пошутить и спрятал твою тетрадь. Скоро прозвенит звонок, а тетрадь он не отдает. Как ты поступишь (устно ответь на эти вопросы

А сейчас прочтите пословицы и объясните их смысл (устно).

От человека утаишь, от совести не утаишь.

Совесть без зубов, а загрызет.

20.04.2020А. Г. Алексин «Первый день»

1. Биография автора .

Анатолий Алексин (Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве Окончил Московский институт востоковедения. Произведения Алексина переведены на 48 языков и тираж превысил 100 млн. экземпляров. В 1978 г - Государственная премия СССР. Сейчас живет в Израиле.

2. Давайте перейдем к чтению рассказа. После прочтения ответьте на  вопросы.

  • Каким был осенний день, когда Шурик отправился в школу ?(подтверди словами из текста)
  • Что почувствовал Шурик, когда узнал, что мама пойдет его провожать?
  • Почему мама пошла в след за сыном?
  • Что происходило в классе в 1 день?
  • Что почувствовал Шурик, когда увидел маму из окна?

  • Какую пословицу можно сделать заглавием этого рассказа?

    Прочитайте пословицы:

     

    и объясни

  • Как вырастешь с мать – все будешь знать.

    Ближе матери друга нет.

    Птица рада весне, а дитя – матери.

 

21.04.2020С. Я. Маршак «Друзья-товарищи»
  • Просмотреть презентацию Выполни устно все задания в ней
  • Отвечайте устно на вопросы: Определите тему. А о ком говорится в стихотворении?

- Когда мальчики шли домой? Какое у них было настроение? Почему?

- Замените слово «унывать» близким по значению.

- Почему мальчикам не хотелось расставаться?

- Можно ли назвать ребят настоящими друзьями?

- Друг и товарищ – это одно и тоже?

Домашнее задание: выучить стихотворение «Друзья- товарищи» наизусть

22.04.2020

Картинная галерея В. И.Суриков «Портрет дочери художника»

с 128-129

Сегодня на уроке мы отправляемся в раздел «Картинная галерея».

Цель нашего урока состоит в том, чтобы познакомиться с репродукцией картины В. И. Сурикова «Портрет дочери художника». Нам помогут вопросы из учебника на стр. 129.

Описание девочки, изображенной на портрете.

Девочка стоит возле стены, возможно, это стена печи, т.к. внизу есть заслонка. Она одета в красное платье с мелкими белыми горошинами, с поясом и красным бантом. Верх платья украшает большой белый кружевной бант. На ногах девочки коричневые чулки и черные туфли. В руках у девочки красивая кукла в белом пышном платье. Девочка любит свою игрушку, поэтому крепко прижимает ее к себе, нежно обнимая куклу за талию.

У девочки веселое настроение, т.к она улыбается, глаза широко открыты. Она смотрит вперед спокойно и немного застенчиво, как будто смущается.

Размышление над вопросом.

Что если бы, Суриков сделал стену темной? (девочку было не видно, и была грустной)

Назовите фамилию художника, написавшего картину?

Как называется картина?

Составление словесного портрета девочки.

-Расскажите, какой, по-вашему, была девочка?

-Во что любила играть она?

- С кем дружит?

-Какой у нее был голос?

- Какой характер?

Найти 1-2 другие произведения Сурикова. Устно рассказать, что на них изображено.

24.04.2020

Внеклассное чтение Рассказы о детях. 

1 Посмотрите презентацию или найдите другую книгу о детях. Это могут быть стихи или рассказы, повести

2. Прочитай, кто автор и художник. Прочитай отрывок, рассмотри иллюстрации 

Написать отзыв о книге (как в читательском дневнике и небольшую иллюстрацию)

27.04.2020

«Идёт матушка-весна...», «Призыв весны»

1.     Речь на уроке сегодня будет о весне.

Все радуются тёплой погоде, яркому ласковому солнцу, первым весенним цветам – подснежникам, звонким ручьям, прилёту птиц.

Весеннее настроение не только у вас, можно с уверенностью сказать, у всей страны. Во все времена люди с радостью встречали весну. Весне посвящали стихи, пели о ней песни, художники рисовали Народная песня – это песня, автор которой не известен; автор народной песни – сам народ. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле.

  Русские народные песни бывают веселые и грустные,  хороводные,  пасхальные, весенние, жатвенные, детские ,  свадебные, солдатские, похоронные, частушки.

По жанрам песни могут быть обрядовыми, календарными. Вот такая она, русская песня, загадочная и неизвестная. Она настолько разнообразна и многолика, что понять ее во всех гранях за всю жизнь очень тяжело и профессионалу.

Русские народные песни исполняют певцы по - разному. Одни песни говорят, другие голосят, выкликают, плачут. Просто говоря, каждая песня связана с каким-либо действием. совали весну.

 2. Прочитайте  на странице 136 русскую народную песню «Идёт матушка-весна…».

3. Найдите  олицетворения.

4. С каким настроением ты будешь читать эту песню?  

___________________________________________  

Подготовь выразительное чтение стр 136

Письменно ответить на вопрос№1

 

28.04.2020

«Сад» (русские народные песни)

1.              Прочитайте  на странице 137 русскую народную песню «Сад».

3.              Найди эпитеты.

4.              С каким настроением ты будешь читать эту песню?

_______________________________________

5.              Подготовь выразительное чтение

с 137

 

 

29.04.2020

А. Н. Плещеев «Птичка»

1. Прочитай Понравилось ли вам стихотворение?

-Какое настроение вызывает оно?

- Как автор зовёт птичку?

- Читаем по четверостишию

2. А сейчас давайте проведем словарную разминку.

Горница – комната.

Закостенеть-стать твердым ,как кость.

Бьётся птичка – хочет вырваться, вылететь на свободу.

Убьётся птичка – погибнет.

Поставить(придать чему- либо стоячее положение)

Подставить(1)лишить всякой защиты, сделать доступным для нападения

2)поставить взамен

3)поставить подо что – нибудь)

Выставить (предоставить для определенной цели)

Расставить( разместить, поставить на нужных местах)

3. Давайте с вами проанализируем стихотворение, начинаем с 1-го четверостишия.

- Что автор говорит о птичке?

- Когда она прилетела?

-Какие птицы уже прилетели к нам?

-Следующее четверостишие:

-Как автор описывает природу

-Как автор описывает тростник? Зачитайте

3 четверостишие

- Как автор описывает дождик

- Какая погода, когда льёт дождик? В этом стихотворении автор описывает, в каких трудных условиях совершают полёт с юга в наши края птицы.

-Давайте с вами рассмотрим иллюстрацию.

- Опишите, что вы видите? Дождик сильный, ветер порывистый, тростник клонит до земли.

4. Какой вывод мы можем для себя сделать? Как мы должны относится к птицам?

- Можно ли их ловить? Сажать в клетки?

  • Наблюдайте за птицами, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят большую пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить без птиц.________________________________
  • Подготовь выразительное чтение с 138

 

06.05.2020

 

А. Н. Плещеев «Весна» (отрывок)

1. Посмотреть видео и подготовь  чтение  наизусть  с 138

http://www.youtube.com/watch?v=e_DXKm3u2Dg

 

 

 

08.05.2020

В. В. Вересаев «Перелётные птицы»

  1. 1 Просмотр презентации

  2. Каких птиц в нашей местности мы видим круглый год?

- Какие птицы остались? Почему?

- Это перелетные птицы.

- У В.В. Вересаева есть интересный рассказ, который так и называется « Перелетные птицы»

- Как вы думаете ,о чем пойдет речь в рассказе?

 2 . Работа текстом

а) Словарная работа

Корма – задняя часть корабля.

Пунцовый – ярко-красный

Мачта – высокий столб на судне для паруса

3. Выявление первичного восприятия.

- Что вас удивило в этом рассказе?

(Птицы садились на пароход)

- Почему птицы садились на пароход? Расскажите, как вели себя птицы?

- Прочитайте, как относились к птичкам матросы?

- Сколько частей в этом тексте?

- Прочитайте 1 часть. Озаглавьте ее.

- Прочитайте 2 часть. Озаглавьте ее.

- Найдите в тексте строчки, к которым подходит иллюстрация

(Они кружили в воздухе, порхали над волнами и опять садились на корму, клевали сквозь камышовые решетки упаковочных ящиков пунцовые египетские помидоры. На ночь птички расположились на мачтах нашего парохода.

---------------------------------------------------------------

 

12.05.2020

А. С. Пушкин «Только что на проталинах весен них...

 142

1. Речевая разминка.

Прочитайте предложения.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна длинным днем красна.

- Как одним словом можно назвать эти предложения?

- Давайте вспомним, что такое пословица?

- Как вы понимаете первую пословицу?

- Как вы понимаете вторую пословицу?

-Что общего у этих двух пословиц?

2. Беседа об авторе

Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве. В то время детей в богатых семьях воспитывали французы, и было очень популярно говорить по-французски. Это был очень талантливый и необычный мальчик. Стихотворения он начал писать с 12 лет. Некоторые из его произведений вдохновляли композиторов на создание опер и балетов. Александр Сергеевич любил народный фольклор. Очень популярными среди детей являются такие сказки как «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «У лукоморья дуб зелёный» и многие другие.

3. Словарная работа.

- Ребята, но прежде чем мы начнем работать над содержанием произведения, разберем некоторые трудные слова.

Проталины – это место, где растаял снег, и открылась земля. 

Воск – натуральное вещество, создаваемое пчелами.

Соты – это построенные пчелами

из воска небольшие ячейки для хранения меда.

Келейка – это небольшое комната.

Улей – это созданный человеком дом для пчел, т.е. «кормушка» для пчел.

Поразведать – это значит, узнать, выяснить, найти.

4. А сейчас откройте учебник на стр. 142 и прочитайте название произведения. (по первой строке)

Как принято называть стихотворение, если названия нет?

5. Чтение стихотворение учениками.

После прочтения ответы на вопросы (устно)

- Какие признаки  весны упоминает поэт?

- Описывается ранняя или поздняя весна? Почему вы так решили?

Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

- Представьте, что вы в весеннем лесу. Какие звуки вы слышите?

- Радует ли героя-рассказчика ранняя весна?

Докажите примером из текста.

Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах ранней весной?

6. Подготовиться к выразительному чтению стихотворения

 

13.05.2020

А. Н. Толстой «Весна»

1. Словарная разминка Работа над скороговоркой (устно)

- А для того, чтобы вам читать чётко, правильно и выразительно, поработаем над скороговорками.

- Прочитайте. Увидел скворца - весна у крыльца.

- Как нужно правильно читать скороговорки?

- Итак, сначала прочитаем медленно.

- А теперь попробуйте прочитать быстрее.

- А сейчас попробуйте прочитать очень-очень быстро.

  • Молодцы, а теперь постарайтесь прочитать скороговорку вопросительно, печально, торжественно.

2. Словарная работа (устно)

  • Ребята, но прежде чем мы начнем работать над содержанием произведения, разберем некоторые трудные слова. стр 143 (словарная разминка найти в словаре)

3. Подготовиться к выразительному чтению рассказа

4. Посмотреть презентацию

5. Письменно ответить на вопрос №5 стр 144

 

 

14.05.2020

Саша Чёрный «Зелёные стихи» 

с 144-145

Саша Чёрный – это вымышленное имя или псевдоним автора. Родился он в Одессе 1 октября 1880 года в многодетной семье аптекаря. В подростковом возрасте Саша сбежал из дома и стал нищим-попрошайкой. Однажды о нем написали в газете, и добрые люди помогли ему выучиться. Затем Саша Черный работал в газете, писал стихи и прозу. Вынужден был переехать во Францию, где умер в возрасте 52 лет. С ним случился сердечный приступ после тушения пожара на соседней ферме. 

Прочитайте стихотворение «Зеленые стихи»

Что вы себе представили? Какие картины вы представили в своем воображении?

– Встретились ли вам непонятные слова? (Сноп – пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. Гимназист – ученик гимназии (учебного заведения)).

– Почему поэт назвал стихотворение «Зеленые стихи»?

Что показалось особенно интересным? Смешным? Трогательным? Непонятным?

– Какие слова показались вам самыми красивыми?

– Что необычного вы узнали из этого стихотворения?

– Для чего поэт написал это стихотворение?

Найдите слова с уменьшительно-ласкательным значением.            ( Песенку, зелененький, зелененькие, листик, гимназистик). Как вы думаете, для чего автор использует их в таком значении? (чтобы придать стихотворению нежности, доброты, особое весеннее настроение) 

- С чем автор сравнивает ели, мох? 

- Найдите в тексте прием оживления неживого объекта природы. 

Подготовить  выразительное  чтение  стихотворения  Саши  Черного    «Зеленые стихи

 

15.05.2020

Л. Милева «Синяя сказка» с 146-148

1.Постановка цели урока

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

 Весна – это волшебное время года. Она – яркая, разноцветная. Давайте определим самые распространенные цвета весны и посмотрим, как они влияют на настроение.

2.Изучение нового материала

 Понравилась ли вам сказка? С каким настроением вы ее слушали? Сказка добрая, светлая, поучительная.

Ребята, а вы обратили внимание на темп повествования? Да, сказка читается неспешно, протяжно, негромким голосом.

 Назовите главных героев этой сказки. Одуванчик, Незабудка, Муравей.

А почему эта сказка называется «Синяя сказка»?

Чтобы ответить на этот вопрос,  я попрошу вас еще раз прочитать эту сказку самостоятельно.

3.  Работа по содержанию.

Почему сказка называется «Синяя сказка»? Потому что в сказке рассказывается о синем цветке, Незабудке; О том, как Незабудка пожалела  Муравья и предложила ему остаться ночевать под своими листочками;

 Потому что Муравью приснился сон, где все было синее.

Прочитайте, что снилось Муравью.  « Это было чудесно! Звезды горели синим огнем. И всю ночь ему снились синие сны…»

Ребята, а что вам напоминает этот отрывок? Отрывок немного похож на стихи или на песню. В нем есть созвучия.

Давайте  найдем и подчеркнем рифмующие слова в этом отрывке. Купается – улыбается, листке – реке, ракете – планете.

4. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения.

 

18.05.2020

О. Ф. Кургузов «Мы пишем рассказ»

с 149-151

1 Информация об авторе 

Олег Кургузов жил совсем недавно, он родился 17декабря 1960 г. в подмосковном поселке. Его мама – врач, отец — историк, музейный работник. К сожалению, Олег Кургузов жил совсем недолго, в 2004 году он ушел из жизни.

Произведения этого человека наполнены невероятным, небывалым теплом и светом. Этого писателя мало кто знает. Олег Кургузов очень много сделал для детей: он работал в детских журналах.Олег Кургузов работал главным редактором в журнале «Улица Сезам», в журналах «Куча мала», «Весёлые картинки», редактором в звонком и весёлом журнале «Трамвай», редактором детской газеты «Маленькая тележка». Везде, где бы ни работал Олег Кургузов, издания никогда не были скучными.

- Сегодня мы будем читать рассказ Кургузова «Мы пишем рассказ».

2. Словарная разминка Откройте свои учебники на странице 149

3. Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, о чем или ком будет этот рассказ?

4. Самостоятельное чтение  с 149-151

5.Первичный анализ текста

-Понравился вам рассказ?

-Какой он – веселый или грустный?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ? Что нового вы узнали?

-Какие настроение у вас возникло во время чтения?

6. Анализ текста

-Почему мальчишки сделали загородку только вокруг одного дерева?

-Почему оно было особенным?

-Как вы думаете, хорошо или плохо поступили мальчики, что сделали загородку вокруг дерева?

-Найдите в тексте цитату

 «катай, дуй во всю ивановскую».

Перечитайте абзац вслух выразительно.

 Что это значит?

-Кто из героев произведения произносит фразу: «Искусство – великая сила»?

(Произведения искусства могут очень волновать человека. Мы волнуемся, когда смотрим некоторые фильмы.-Искусство помогает задуматься о чем-то важном. Я люблю народные сказки, они многому учат.

Искусство может изменить настроение человека и его поступки.)

7. Вывод

-Что вам показалось полезным в этом рассказе? (Что надо беречь природу.-Что искусство может сильно влиять на человека.)

Проверка техники чтения за 1 минуту по тексту Л. Милева «Синяя сказка» с 146-148 (с самого начала)

 

19.05.2020

Б. В. Заходер «Что красивей всего?»с 152-153

1.Речевая разминка

САПОЖНИК

Мастер, мастер, помоги

Прохудились сапоги.

Забивай покрепче гвозди –

Мы пойдем сегодня в гости!

– Прочитайте испуганно, ласково, грустно, сердито, радостно.

– Кто написал этот стих?

О Р Б И С    А З О Х Р Е Д

(Борис Заходер)

2. На странице 152 Прочитайте название стих-я.(«Что красивей всего?»)

Закройте глаза, и представьте. Как бы вы ответили на этот вопрос? 

– Какой вопрос волнует Бориса Заходера?

– Почему он решил найти на него ответ?

3. Словарная работа

Назовите синонимы к слову красивей – очаровательней, прекрасней, восхитительней

Без сомненияНеуверенность в истинности, возможности чего-л.; отсутствие твердой веры в кого-л., что-либо

Мерцанье -Слабо светиться колеблющимся светом

Процедил - Пропустить  сквозь зубы. 

 Славит- хвалитпревозносит.

– Смог ли Б. Заходер на него ответить?

– К кому он обратился за помощью? ( к  разным обитателям)

 – Что считали самым красивым животные и растения, к которым он обращался?

4. Ответить (устно)на вопрос стр 148 №1

 

20.05.2020

Картинная галерея И. И. Левитан «Март» с 154-155

 1. Информация о художнике

Левитан написал картину «Март» в 1895 году. Известно, что создавалась картина с натуры под Москвой, в имении Турчаниновых, друзей художника. Проста и непритязательна природа, изображенная на полотне. Однако она показана не в скромной сдержанности, а в яркой красочности, в игре всех цветов и красок.

Левитан был мастером пленэрной живописи, живописи, выполненной непосредственно на природе. На открытом воздухе. Общение с природой делает художника очень чутким к малейшим изменениям в цветовом состоянии окружающего мира. Картины пейзажистов, созданные на пленэре, обладают свежестью, необыкновенною силой передачи мгновенного, мимолетного чувства прекрасного.

Левитан не только видит природу, он ее понимает и осмысливает. Пейзаж передает чувства, мысли и настроение автора. Художник хочет подействовать и на тех, кто будет смотреть его произведение. В русской живописи выдающимся мастером жанра пейзажа был И.И.Левитан (1860-1900). 

Среди картин Левитана преобладают те, на которых природа запечатлена в переходные моменты: не летом и зимой, а осенью и весной. И это не случайно, поскольку эти времена года богаче сменой и оттенками настроений. А картины Левитана обычно и называют пейзажами настроения. И сейчас вы в этом убедитесь!

2.Рассматривание картины.

Что изображено на картине? ( оттаявшая дорога, угол деревянного дома, запряженная в сани лошадь перед крыльцом, сугробы тающего снега, деревья)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эту замечательную картину? Какое у вас настроение? ( Настроение приподнятости, радости, свежести, спокойствия, поэтичности…)

! Можно использовать такой прием:

- Назовите три предмета на картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее. ( Синеватый рыхлый снег, переливающийся разными оттенками;  зеленый, темный манящий лес; тоненькие, хрупкие, стройные деревца; сияющее, голубое, ликующее, чистое небо; рыжая, дремлющая, усталая лошадь; дом, освещенный солнцем;  лимонно-желтая стена; золотистые осины, тянущиеся к небу)

-  А какой день изобразил художник на этой картине?  ( День теплый, ясный, солнечный)

- А что нам показывает, что день именно такой? ( Желтые блики солнца на деревьях, на крыльце, на стене дома, синие и фиолетовые тени от деревьев)

- Что вы можете сказать про цвет неба? (  Это не просто голубой, а как будто к голубому прибавили еще какие-то краски, цвет получился такой чистый и нежный, что кажется, будто от него какое-то радостное сияние). Как цвет помогает художнику показать приближение весны? Какие краски использует художник, чтобы показать свое отношение к весне? ( Оттенки снега, голубые тени, дорога в коричневых, фиолетовых тонах, золотистые стволы деревьев под лучами солнца)

- Хотя на картине присутствуют и холодные тона, вся она как будто пронизана теплыми тонами: желтым, золотистым, розоватым, голубым цветом. Солнечный цвет везде – на стенах дома, на стволах молодых березок, на тоненьких веточках тополей. При помощи цвета и света художник свое радостное настроение от созерцания весеннего дня передает и нам. Что вы можете сказать про ком снега на крыше? ( Ком снега подтаял, скоро он с шумом упадет с крыши на землю)

- Обратите внимание на лошадь у крыльца. Какая она? ( смирная, терпеливая деревенская лошадка, запряженная  в сани, тоже радуется весне. Она пригрелась на солнышке, стоит и дремлет. Ей очень нравится этот теплый весенний день)

 - О чем говорит нам изображение на картине дома с открытой дверью, лошадки перед крыльцом?

(Мы чувствуем присутствие человека, кажется, что он только подъехал на санях и вошел в дом, беспечно оставив дверь открытой)

- Как вы считаете, каково настроение этого человека, что у него на душе?

(Он радуется приходу весны, бодр, энергичен, все представляется ему в радостном свете)

( Вывод: На этой картине ощущается незримое присутствие человека и его настроение)

 - Каково ваше настроение, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину? ( ответы обучающихся)

- Посмотрите на картину внимательно и скажите,  какие звуки, запахи можно ощутить здесь?

(Запах талого снега, зелени сосен, разъезженной дороги, лошадки, дома, в котором долгое время никто не жил, запоют птицы, зашумят ветки деревьев, скрипнет дверь, переступит с ноги на ногу лошадка, упадет с крыши глыба снега, мелодично зазвенит капель)

- Почему мы можем услышать столько звуков на картине?

( Весь пейзаж представлен художником в движении, в состоянии изменения, пробуждения природы)

- Лошадка стоит около крыльца, на дереве висит пока еще пустой скворечник, почки набухли, но еще не распустились – о какой главной мысли картины свидетельствуют эти детали?

(Все в природе ждет весны, теплых весенних денечков, вся картина проникнута мотивом ожидания)

3. Сочинение для прочтения (устно)

Левитан Исаак Ильич прожил сорок лет. Он написал более тысячи картин. Картину «Март» Исаак Ильич написал в 1895 году. Эта картина находится в Третьяковской галерее.

На первом плане находится тропа, снег, крыльцо дома. Тропа глинистая, она еще не до конца растаяла. Тропа доходит до второго плана и идет дальше. Снег с загрязненной коркой, пахнет сыростью, растоптанный. На снегу есть маленькие ямы. Крыльцо дома,  открыта дверь, столбы у крыльца светло-желтые. Крыша – богатого цвета. На крыше еще не растаял снег, только края крыши.

На втором плане сосновый бор, скворечник, лошадь, березы, снег, сугробы. Сосновый бор  густой, зеленый, большой. Скворечник  повешен на лысой березе. Он белый и не большой. Лошадь запряжена в сани. Березы – лысые, очень мало листьев, они только на верхушке. Снег  с сугробами, на снегу следы.

Мне понравилась эта картина,  и всем она нравится, потому что на  ней изображен светлый и веселый день. Ветер дует нежно. И хочется очутиться в этом доме, на улице и в сосновом бору.