Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литература

Уважаемые ученики и родители! Некоторое время мы будем заниматься дистанционно. Расписание занятий не изменилось. В определенные дни будут публиковаться материалы для просмотра и прослушивания, а также задания для самостоятельного решения. Прошу присылать выполненные задания на Viber +79780651335

Чтобы задание не потерялось, указывайте в письме фамилию ученика.

С уважением, Голенко Татьяна Васильевна.

Ю06.04.20. П.П. Бажов "Каменный цветок". Особенности создания художественного образа.

Ребята, вы уже знакомы с содержанием сказа «Каменный цветок» П.П. Бажова.

  1. Обратите внимание на определение этого жанра в учебнике (стр.130).

     2. Прочитайте статью учебника «Сказ и сказка». Используя материал статьи, заполните таблицу.

Задание можно прислать в среду до 17.00

 

Сказ

Сказка

Место действия

 

 

Образ рассказчика

 

 

Время

 

 

Характеристика героев

 

 

Характер волшебства

 

 

  1. 04. и 09.04. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ Н.Н. Носова «Три охотника». Тема, система образов.
  1. Пройдите по ссылке и послушайте информацию о писателе https://www.youtube.com/watch?v=K14G6pxww1w
  2. Прочитайте статью учебника (стр. 134-135)
  3. Обязательно прочитайте рассказ «Три охотника». Можете посмотреть мультфильм «Три охотника»
  4. Письменно ответьте на вопросы (5-6 предложений)

Какова  тема рассказа?

Какие черты характера присущи охотникам?    

О чём, кроме весёлых рассказов охотников, хотел сказать  автор?

Обратите внимание! Задание на два урока. Письменный ответ можете прислать в пятницу.

 

13.04. и 15. 04. В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро»

  1. Прочитайте статью учебника о В.П. Астафьеве (стр. 142-143)
  2. Прочитайте рассказ «Васюткино озеро». Так как чтение рассказа требует времени, задания по содержанию вы получите в среду.

 

  1. 04. В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Становление характера главного героя рассказа.

Заполните таблицу. Для этого

  1. Постарайтесь соотнести фабульные элементы и сюжет рассказа. Повторить, что такое фабульные элементы, можно в учебнике по литературе 1 часть, стр. 301-302.

НАЧАЛО действия ______,_______,_______.

РАЗВИТИЕ действия ______,_______,_______.

КУЛЬМИНАЦИЯ _______.

РАЗВЯЗКА ______,_______.

ЭПИЛОГ ______.

  1. Васютка дома
  2. Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житьё Васютки
  3. Решительные действия по своему спасению
  4. Рассуждение об озёрах и их названиях
  5. Путь к озеру и его освоение
  6. Страх и отчаяние Васютки
  7. Просвет в пути
  8. Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря
  9. Появление бота и возвращение героя
  10. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.»

2. Через действия Васютки (поступки) проявляются черты характера героя.

Наша задача - определить качества характера Васютки, которые проявляются в процессе развития действия и записать в таблицу.

Для образца я заполнила начало таблицы.

Композиционный

элемент

Сюжет произведения

Черты характера героя

НАЧАЛО действия

2,4,8

Любознательный, трудолюбивый, 

РАЗВИТИЕ действия

6,3,7

 

КУЛЬМИНАЦИЯ

9

 

РАЗВЯЗКА

1,5

 

ЭПИЛОГ

10

 

20.04. Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта

  1. Прочитайте статью учебника о Е.И.Носове (стр. 175-176)
  2. Прочитайте рассказ «Как патефон петуха от смерти спас»

 

22.04. Мир глазами ребенка в рассказе Е.И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас»

  1. Вы прочитали рассказ.
  2. Ответьте на вопросы 1-4 (стр. 183) устно.
  3. Письменно ответьте на вопрос 6 (стр.183) по образцу:

Я считаю, что Витька ……., потому что, во-первых,……… Во-вторых, ……. В-третьих,…..

Мальчик проявил (укажите черты характера мальчика). Обреченный на то, чтобы попасть в суп, петух оказывается спасен. Способствовало этому…..

Можете строить ответ по своему плану.

Высылаете письменный ответ.

 

23.04. Родная природа в произведениях поэтов ХХ века

  1. Выразительно прочитайте стихотворения, размещенные в учебнике на страницах 186-189.
  2. Ответьте письменно на вопросы :

- что, по-вашему, объединяет эти стихотворения?

- какие мысли и чувства передают нам авторы, рассказывая о родине, о родной природе?

- стихотворение какого поэта вы бы добавили в этот раздел? Почему?

Пришлите ответы.

Ребята, работу не обязательно высылать завтра. У вас есть время до следующего урока.

 

27. 04. Особенности сюжета в рассказе В.И. Белова «Весенняя ночь»

1. Прочитайте рассказ «Весенняя ночь». Устно ответьте на вопросы

  • Какие весенние явления описывает автор?
  • Какие звуки раздаются в весеннем лесу?
  • Какими запахами наполнен весенний лес?
  • Какие чувства испытывает автор, описывая весну? Найдите в тексте строчки, содержащие ответ на вопрос. Каким настроением проникнуты эти описания?

2.Назовите, какие изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) использует В. Белов в рассказе.

      1. …первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром. Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.

  1. Дождь прошипел
  2. Земля продолжает сопеть и попискивать
  3. Маленькие, в детский ноготок, листья
  4. Зелень полян теряет свою свежесть
  5. Ленивеют и толстеют в небе облака
  6. Огрубевшие громы
  7. Все умирает, засыпает, будто в похмельном сне
  8. Молния сиганула
  9. Сшиблись широкими лбами темные облака
  10. Ушла…поверженная апрелем зима
  11. Яростно-багровое солнце

Образец. 1. Эпитет, олицетворение, сравнение.

2. Олицетворение.

3.   …

Присылаете мне задание 2.

! 29. 04,  30. 04.  В.Г. Распутин «Век живи - век люби». Чувство единства с миром

  1. Прочитайте отрывок из повести В.Г. Распутина «Век живи – век люби».
  2. Ответьте на  вопросы устно.

 - Является ли природа действующим лицом произведения? Какую роль она играет?

 - Почему так называется рассказ?

- Что увидел и почувствовал Саня в таежном лесу?

 На основании этих наблюдений сделайте письменно (3-4 предложения )вывод о характере мальчика.

 

06.05. Проверочная  работа по литературе

  1. Образное определение предмета или явления, выраженное преимущественно именем прилагательным – это:

А) метафора;

Б) эпитет;

В) олицетворение.

2. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?

А) басня;

Б) загадка;

В) частушка.

3. Кто является автором «Повести временных лет»?

А) Нестор;

Б) Владимир;

В) Олег.

4. Изображение отвлечённых понятий или свойств через конкретный образ (например, лиса – хитрость, заяц – трусость и т.д.) – это:

А) эпитет;

Б) олицетворение;

В) аллегория.

5.Как правильно называется сказка А.С. Пушкина?

А) «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»;

Б) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

В) «Сказка о спящей царевне».

6.Созвучные окончания стихотворных строк – это:

А) строфа;

Б) ритм;

В) рифма.

7. К какому виду художественного творчества относится повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?

А) приключения;

Б) фантастика;

В) автобиография.

8. Тема повести И.С. Тургенева «Муму»:

А) осуждение крепостного права, калечащего судьбы людей;

Б) противопоставление крепостников и крепостных;

В) судьба Герасима.

9. Из какого произведения эти строки:

«Однажды в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз» ?

А) И.С. Тургенев «Два богача»;

Б) Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»;

В) Н.А. Некрасов «Тройка».

10. Повествование в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» ведётся от лица:

А) Жилина;

Б) Костылина;

В) автора.

11. Жанр произведений А.П. Чехова «Злоумышленник» и «Пересолил»:

А) повесть;

Б) сказка;

В) рассказ.

12. Какая основная тема стихотворения И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»?

А) жизнь оленя;

Б) красота оленя;

В) победа красоты над смертью.

13. Как звали дедушку главного героя рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле»?

А) Тит;

Б) Афоня;

В) Володя.

14.  В основе рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» лежит:

А) повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

Б) изображение природы Сибири;

В) повествование о приключениях мальчика.

15. Что спасло от смерти петуха в рассказе Е.И. Носова?

А) граммофон;

Б) патефон;

В) гармонь.

  1. Соотнесите жанр и название произведения.

     1) «Волк и ягненок»                                                                                      А) Сказ

     2) «Царевна-лягушка»                                                                                   Б) Сказка

     3) «Кавказский пленник»                                                                              В) Стихотворение

     4) «Бородино»                                                                                                 Г) Басня

     5) «Медной горы Хозяйка»                                                                           Д) Баллада

                                                                                                                               Е) Рассказ

  1. Соотнесите автора и название произведения.

    1) «Васюткино озеро»                 А) Платонов     

    2) «Цветок на земле»                   Б) В. Астафьев

    3)   «Медной горы Хозяйка»      В) А Куприн                               

    4)   «Золотой петух»                    Г) П.П.Бажов

                                                       Д) И. Бунин

  1. Какие средства художественной выразительности используются в данных предложениях?

    1) Ветер посвистывал и посмеивался над морозом.                                   А) Эпитет

    2) Божественная, очаровательная  ночь.                                                      Б) Сравнение

    3) Как очарованное, дремлет село.                                                                В) Олицетворение

                                                                                                                              Г) Гипербола

Результаты теста пришлите мне.

 

07.05. Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (Отрывок).

  1. Прочитайте в учебнике материал о Даниеле Дефо.
  2. Прочитайте отрывок из его знаменитого романа о Робинзоне Крузо.

Думаю, вы с удовольствием посмотрите фильм, снятый по мотивам этого произведения, пройдя по ссылке

https://www.youtube.com/watch?v=oTTSFar2WDU

 

13.05. Ханс Кристиан Андерсен. «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте материал видеоурока

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12843081100046082474&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5

     2. Прочитайте сказку «Соловей»

     3. Ответьте письменно (3-4 предложения) на вопрос 3 (стр.237) и пришлите мне.

Ребята, можете посмотреть мультфильм по сказке

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2591708342471671849&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%

 

14.05. М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена. Роман «Приключения Тома Сойера ». (Отрывок). Мир детства и мир взрослых.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте материал видеоурока о М. Твене

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=11882609200982870324&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5

  1. Прочитайте отрывок из романа «Приключения Тома Сойера»
  2. Посмотрите фильм, пройдя по ссылке

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1485921376620820159&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%

 

18.05. Джек Лондон «Сказание о Кише»

  1. Прочитайте статью учебника о писателе Джеке Лондоне.
  2. Прочитайте «Сказание о Кише».
  3. Ответьте устно на вопросы , размещенные на странице 302.

 

20.05. Рекомендации для чтения на лето

 

Уважаемые будущие шестиклассники!  Для успешного усвоения курса литературы прочитайте эти произведения летом!

Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». 

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки. «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах»«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент).

Из русской литературы

В.А. ЖУКОВСКИЙ. Баллады «Светлана», «Кубок».

А.С. ПУШКИН. «Дубровский».

Н.В. ГОГОЛЬ. Повесть «Тарас Бульба»«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

И.С. ТУРГЕНЕВ. «Записки охотника».

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Повесть «Детство».  

В.Г. КОРОЛЕНКО. Повесть «В дурном обществе».

А.П. ЧЕХОВ. «Толстый и тонкий», «Шуточка», «Налим».

И.А. БУНИН. Рассказ «Лапти».

А.И. КУПРИН. Повесть «Белый пудель», рассказ «Тапёр».

М.М. ПРИШВИН. Сказка-быль «Кладовая солнца».

В.П. АСТАФЬЕВ. Рассказ «Конь с розовой гривой».

Из зарубежной литературы

«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь».

Я. и В. ГРИММ. Сказка «Снегурочка».

О. ГЕНРИ. Рассказ «Вождь краснокожих».  

ДЖ. ЛОНДОН. Рассказ «Любовь к жизни».