Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литература

6 апреля 2020 г.н.э.

Сергей Есенин. Тема детства в стихотворениях Есенина

Прочитайте выразительно рассказы о Сергее Есенине (с. 139-143).

Сергей Есенин по образованию был учителем начальных классов. Если бы он остался работать в школе, каким учителем он был бы? Как относились бы к нему дети? Почему?

Дайте связный письменный ответ на эти вопросы.

Прочитайте стихотворение Есенина «Разбуди меня завтра рано…» (стр. 147 - 148).

Ответьте письменно на вопрос 1 (стр. 148).

Сфотографируйте свою работу и пришлите её мне личным сообщением ВКонтакте.

9 апреля 2020 г.н.э.

Тема любви ко всему живому в стихотворениях Сергея Есенина

Прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Песнь о собаке» и статью об этом стихотворении (с. 143 - 146).

Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Послушайте, как актёр Сергей Безруков читает другое стихотворение Есенина – «Собаке Качалова». Не удивляйтесь музыке – такое чтение называется мелодекламацией, и это особый жанр искусства.

https://www.youtube.com/watch?v=3H3GkZ4QJY4

Письменное задание:

Закончите фразу: «Стихи Сергея Есенина учат нас относиться к животным, как…» и дополните это высказывание ещё тремя – четырьмя предложениями.

Сфотографируйте выполненное задание и отправьте фотографию личным сообщением В Контакте.

10 апреля 2020 г.н.э.

М.М. Пришвин «Кладовая солнца».  Образы детей (1-3 главы)

Прочитайте первые три главы повести Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» (стр. 156- 161).

В учебнике «Кладовая Солнца» дана в сокращении, так что третью главу вы сможете прочитать только в отдельном издании повести Пришвина. Когда дочитаете, пройдите по ссылке и посмотрите начало диафильма – первые 3 минуты.

https://www.youtube.com/watch?v=TiEPnlZUd0c

Такими ли вы представляли себе брата и сестру – героев повести?

Письменно ответьте на вопрос:

«Почему осиротевшие брат и сестра, оставшись одни, смогли не только выжить, но и заслужить уважение всех соседей?»

Сфотографируйте свой ответ и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

13 апреля 2020 г.н.э.

«Кладовая солнца».  Природа в произведении (главы 4-6)

Прочитайте IV, V и VI главы повести «Кладовая солнца». Читаем полный текст повести Пришвина, а не сокращённый текст учебника. Повесть можно найти, пройдя по ссылке:

https://ilibrary.ru/text/2153/p.12/index.html

Можно ли сказать, что Блудово болото в повести живёт своей, особенной жизнью?

Прочитайте выразительно историю двух деревьев (гл. IV, первый абзац). Докажите, что этом отрывке автор использовал олицетворение.

Кто из героев V и VI глав явно противопоставлен друг другу?

Почему осиротевшая собака лесника Антипыча вызывает искреннюю симпатию и сочувствие? (Признайтесь честно: от каких строчек вам захотелось плакать?)

Вызывает ли такие чувства волк Серый Помещик? Почему?

Письменное задание:

  1. М.М. Пришвин – известный писатель-натуралист. Что означает это слово? Запишите определение в свою тетрадь.
  2. Продолжите цитатный план первого абзаца главы IV:
  3. «…Ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото…»
  4. «С тех пор…ель и сосна вместе растут…»

Сфотографируйте свою работу и до четверга отправьте мне личным сообщением В Контакте.

16 апреля 2020 г.н.э.

«Кладовая солнца» (главы 7-8)

Прочитайте полную версию глав VII и VIII повести М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Учебник не поможет: одна из этих глав там вообще отсутствует.

Если нет печатного издания, пройдите по ссылке:

https://ilibrary.ru/text/2153/p.1/index.html

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Что означает охотничье выражение «собака скололась»?
  2. Почему Травка побежала по следу, пахнущему хлебом?
  3. Почему, читая главу VIII, мы начинаем чувствовать, что Митраше угрожает опасность, гораздо раньше, чем это понимает сам маленький охотник?
  4. Почему Митраша попал в беду?

Сфотографируйте свои ответы и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

17 апреля 2020 г.н.э.

«Кладовая солнца». Что здесь сказка, а что – быль?

Дочитайте до конца повесть М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Ответьте устно на вопросы:

  1. Какой из эпизодов произведения показался вам самым драматичным, напряжённым?
  2. Кому из героев вы больше всего сопереживали и почему?
  3. Что в финале повести вас больше всего обрадовало?
  4. Какой подзаголовок носит повесть? Какой необычный литературный жанр придумал Пришвин? Чего в повести больше – сказки или были?

Наверное, все вы помните мораль из произведения А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке»: «Сказка- ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!» В старинном значении, урок – это не только определённое время, проведённое за партой, и объём информации, которую необходимо проработать, выучить и сделать из неё выводы, но и любая задача, поставленная перед человеком, план будущих действий.

Пришвин отказывает своей сказке в праве называться ложью, называет её былью, а это значит, что уроки в этой сказке будут особенно серьёзные, а задачи и правила – простые и строгие, без всяких намёков.

Чему учит сказка-быль «Кладовая солнца»? Составьте на черновике небольшой список жизненных правил, которые можно усвоить, читая  это произведение.

Есть ли в вашем списке ответ на вопрос, за что Настя так долго ругала себя и почему передала эвакуированным из блокадного Ленинграда больным ребятишкам всю добытую на болоте клюкву?

А та «большая человеческая правда», которую Антипыч обещал «перешепнуть» своей собаке? (см. заключительную часть главы XI)

Если есть, значит у вас почти готов план сочинения.

Напишите в тетради сочинение на тему: «Чему учит сказка-быль «Кладовая солнца»?»

Сфотографируйте своё сочинение и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

20 апреля 2020 г.н.э.

А.А.Ахматова  Краткие сведения о поэте. Связь ее судьбы с трагическими и героическими событиями отечественной истории XX века. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Мужество»

Прочитайте вслух статью учебника, посвящённую жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой (стр. 190 - 193).

Выучите наизусть стихотворение Анны Ахматовой «Мужество» (стр. 194).

Встретимся – проверю!

23 апреля 2020 г.н.э.

Тема Великой Отечественной войны в поэзии Анны Ахматовой

Вы выучили наизусть стихотворение Анны Ахматовой «Мужество».

Предыстория создания этого стихотворения такова.

Усадьба Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне под Тулой находилась в гитлеровской оккупации всего полтора месяца, с 30 октября по 15 декабря 1941 года, потом фашистов вышибли оттуда. Но бед они успели натворить немало. Представители «просвещённой Европы» вели себя в усадьбе-музее как самые настоящие варвары. Сотрудники музея вспоминали:

«…Вся площадка перед Литературным музеем была заставлена машинами. Здесь же били кур, стреляли коров, распластывали туши… В дом явилась группа офицеров – один из них забрал себе три фотографии Толстого…

В комнате сына Толстого штабной врач и его приятель взломали шкаф и поделили между собой белье Сергея Львовича. Узнав, что музей находится в ведении Академии наук, фашисты засмеялись, и один молоденький фат с презрительной усмешкой спросил у остальных: «Какие же это «науки» в Советском Союзе?»

Оккупантам рассказали об образцовой школе в Ясной Поляне. Очень они удивились тому, что в ней учатся дети крестьян,  «эти маленькие дурачки»… А сами фашисты печи в школе топили картами и книгами».

Когда наши войска освободили Ясную Поляну, один из сотрудников, владевший немецким языком, описал военному корреспонденту сцену, свидетелем которой он был. Как немецкий офицер, добродушно потрепав по белокурой голове маленького местного мальчишку вполне «арийской» внешности, со смехом сказал своему приятелю: «Этот через 8 лет уже не будет говорить по-русски!» Немец и не предполагал, что кто-то из «русских дикарей» поймёт его слова…

Эта история была напечатана в газете. Анна Ахматова прочитала статью и, потрясённая прочитанным, написала стихотворение «Мужество».

Прочитайте анализ стихотворения (стр. 194-195) и ответьте письменно на вопросы 3 и 4 (стр. 195).

Выпишите из словаря литературных терминов (стр. 305-315) определение слова «пафос». Напишите, можно ли назвать стихотворение «Мужество» патетическим. И если да, то каким пафосом оно проникнуто?

Подготовьте выразительное чтение стихотворения Анны Ахматовой «Победа».

Сфотографируйте свою письменную работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

24 апреля 2020 г.н.э.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В.Исаковский,  К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов.

Урок 1

Устройтесь поудобнее и, ни на что не отвлекаясь, посмотрите экранизацию стихотворения Константина Михайловича Симонова «Сын артиллериста». Видеоряд здесь состоит из фотографий и фрагментов фронтовой кинохроники времён Великой Отечественной войны, а также иллюстраций, сделанных художником непосредственно к стихотворению.

https://www.youtube.com/watch?v=zFevRKETbWI

1) Какие произведения устного народного творчества напомнило вам это стихотворение и его герои? Что общего у героев стихотворения «Сын артиллериста» и персонажей русского фольклора?

Посмотрите фрагмент художественного фильма «Жди меня», снятого в дни войны, в 1943 году, по сценарию Константина Симонова.

https://www.youtube.com/watch?v=CNuYpiPaFpo

Актриса, игравшая в этом фильме жену военного лётчика, - Валентина Серова, жена военного корреспондента Константина Симонова. Именно ей было посвящено стихотворение, написанное Симоновым в самом начале войны, в июле 1941 года. В январе 1942 оно было напечатано в газете «Правда» – и разлетелось по стране. Его переписывали от руки, отправляли любимым в письмах-треугольничках, заучивали наизусть, читали, как заклинание…Сам поэт объяснял появление этого стихотворения просто: «Писем писать не люблю. В результате этого в короткие свободные минуты на разных фронтах я написал книгу лирических стихов, которые являются не чем иным, как сборником не отправленных писем к любимой мною женщине. Это было моей внутренней потребностью…» Но оказалось, что в своих стихах Симонов сумел передать мысли, чувства, близкие и понятные миллионам людей, - и эти стихи обрели бессмертие. Вот как читал стихотворение «Жди меня» сам автор в 1977 году. За 36 лет поэт успел состариться, а стихи – нет.

https://www.youtube.com/watch?v=TtUWbSuFAcc

2) Какие художественные приёмы действительно роднят стихотворение «Жди меня» с народной обрядовой поэзией - заклинанием, молитвой?

3) Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Жди меня».

Ответьте письменно на вопрос 1) или 2). Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

27 апреля 2020 г.н.э.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине. М.В.Исаковский,  К.М.Симонов, Р.Г.Гамзатов, Д.С.Самойлов.

Урок 2

Подготовьте выразительное чтение стихотворений С.В. Исаковского «В прифронтовом лесу», Д.С. Самойлова «Сороковые» и Расула Гамзатова «Журавли» (стр. 203-204 и 207-210 учебника).

Письменно ответьте на вопросы:

  1. Какие из этих стихотворений стали песнями? Как вы думаете, почему?
  2. Какое из этих стихотворений произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?
  3. Почему, читая стихотворение поэта-фронтовика Вадима Шефнера «Сторож», особенно остро ощущаешь жестокость и несправедливость войны? Какое из недавно прочитанных произведений вам вспомнилось?

Сторож

От домика осталась печка,
Да черная труба над ней,
Да сиротливое крылечко
Из грубо тесанных камней.

Двор зарастает дикой мятой,
А все же на крылечке том
Сидит, как прежде, пес лохматый
И стережет сгоревший дом.

Днем он в лесу иль на болоте
Живет, охотясь кое-как,
Но к ночи здесь всегда найдете
Его, глядящего во мрак.

Ведь он и сам, наверно, понял,
Что не дождется никого,
Но помнит теплые ладони
И голос, кликавший его.

И по ночам — из бурелома,
Из тьмы лесной, из мглы сырой -
Шаг чей-то, легкий и знакомый,
Ему мерещится порой.

1945 г.

Сфотографируйте свои ответы и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

30 апреля 2020 г.н.э.

В. П. Астафьев. История создания и основная идея рассказа «Конь с розовой гривой»

Прочитайте биографический очерк о писателе Викторе Петровиче Астафьеве (с. 212 - 213) и приступайте к чтению его рассказа «Конь с розовой гривой».

Прочитали?

Нарисуйте иллюстрацию к рассказу. Жалобы на отсутствие таланта не принимаются! Чтобы чётко, ярко и аккуратно нарисовать туесок с земляникой или пряничного коня, не обязательно быть Репиным!

Письменно ответьте на вопросы № 3,4,7, 8 и 9 (стр. 231-232).

Сфотографируйте свой рисунок и письменные ответы и отправьте мне личным сообщением В Контакте. И не тяните с отправкой!

7 мая 2020 г.н.э.

Н.М.Рубцов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Звезда полей»

Прочитайте статью о жизни и творчестве поэта Николая Рубцова (стр.233-234). Отработайте выразительное чтение этой статьи.

На стр. 235 вы можете видеть эскиз памятника поэту Н.М. Рубцову, находящегося в городке Тотьма, на берегу Сухоны. Скажите, какое впечатление произвёл на вас этот скульптурный портрет? Каким настроением он проникнут?

Запишите в тетрадь определение понятия «символ» (стр. 235). Понятно ли вам значение этого слова? Если не совсем – подсказываю: символ – это от древнегреческого «знак», «предзнаменование». Военная гавань древнего Херсонеса, находившаяся в нынешней Балаклаве, так и называлась – Сюмболон Лимне (Бухта Символов). Корабли покидали бухту, только дождавшись счастливых символов, то есть предзнаменований. Все природные приметы: облака в небе, цвет заката, поведение птиц и животных – должны были предвещать хорошую погоду. А вот, например, длинные, чуть загнутые, как размашистый мазок кистью, облака «кошачьи хвосты» были символом приближающегося ненастья.

Прочитайте стихотворение Николая Рубцова «Звезда полей» (стр. 234).

Прослушайте романс Петра Булахова на стихи Владимира Чуевского «Гори, гори, моя звезда!»

https://www.youtube.com/watch?v=Y0mcrf0lWME&list=RDY0mcrf0lWME&start_radio=1&t=103

Письменно ответьте на вопрос: Какой символ объединяет эти тексты? Одинаково ли его значение для Чуевского и Рубцова?

Сфотографируйте свою работу о отправьте мне личным сообщением В Контакте.

8 мая 2020 г.н.э.

Н.М.Рубцов. «Тихая моя Родина». Человек и природа в стихотворении

Прочитайте стихотворение Николая Рубцова «Тихая моя родина»(стр. 236-238).

  1. Ответьте на вопросы, чтобы получилось связное высказывание. Запишите его.

Является ли слово «тихая» в названии стихотворения эпитетом? В каком значении употребляет это слово поэт? Или оно здесь многозначно? Может ли это определение быть просто случайным словом? Почему?

  1. Стихотворение «Тихая моя родина» посвящено земляку поэта – уроженцу того же Северного края писателю Василию Белову. Прочитайте отрывок из книги Василия Белова «Лад», в которой он рассказывает о жизни в гармонии с природой. В этом фрагменте речь идёт о начале весенних полевых работ: 

Заскрипели гужи, пропахшие дегтем, сошники запохрустывали мелкими камушками. В небе, над полем, заливаются жаворонки. Пахари посвистывают, подают лошадям команды: «Прямо! Прямо!» Или на завороте: «А что, забыла за зиму, где право, где лево?»

И лошадь, конфузливо махая хвостом, поворачивает туда, куда надо.

Вообще на севе у пахаря и коня должно быть полное взаимопонимание. Если начнут скандалить — ничего не получится. Хороший крестьянин пашет без погонялки, лошадь свою не материт, не ругает. Действует на нее лаской, уговорами, а иногда стыдит ее, как человека. Норовистый конь не годится на пашне.

А борозда за тобой идет да идет, и грачи тотчас садятся в нее, тюкают носами в родимую землю.

Это она, земля, кормит и поит, одевает и нежит. Голубит в свое время цветами, обвевает прохладой, осушая с тебя пот усталости. Она же возьмет тебя в себя и обымет, и упокоит навеки, когда придет крайний твой срок… А пока черная борозда идет и идет полосой. Пласт к пласту ложится на поле. И твой отец, или сын, или жена, или сестра уже запрягают другую лошадь, чтобы боронить, ровнять эту весеннюю землю.

А дед или бабка уже насыпают в лукошко белого крупного семенного овса. Вот не спеша идет полосой вечный сеятель, машет рукой из стороны в сторону. Шаг, второй — и золотой дождь летит из горсти. Отскочив от лукошка, зерна ложатся на свежую землю. Сеятель бормочет про себя какое-то извечное заклинание: то ли поет, то ли молится.

В сосняке, рядом, ребятишки зажгли костер. Девицы, собирая сморчки-подснежники, поют «Веснянку». Земля подсыхает, требуется тотчас заборонить семена.

********************

  1. Что объединяет стихотворение Николая Рубцова и прозаический текст Василия Белова? Тема? Основная мысль? То и другое? Выпишите из стихотворения Н.Рубцова строчки, которые можно использовать как эпиграф к книге В.Белова.
  2. Какую печальную истину осознаёт поэт, вернувшись в родные места? Что служит ему утешением?
  3. Стихотворение «Тихая моя родина» написано в 1964 году. Перечитайте стихотворение Сергея Есенина «Разбуди меня завтра рано…» (стр. 147-148). Между этими двумя стихотворениями почти полвека. Письменно ответьте на вопрос:

Какие образы одинаково дороги обоим русским поэтам – Есенину и Рубцову?

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

14 мая 2020 г.н.э.

Краткие сведения об О. Генри. Новелла «Вождь краснокожих».

Пройдите по ссылке и посмотрите короткий фильм о писателе О.Генри.

 https://www.youtube.com/watch?v=0XzIOCe8kSk

Подготовьте выразительное чтение статьи о писателе на стр. 262 – 263 и порадуйте своим чтением родителей.

Выпишите из статьи определение НОВЕЛЛЫ.

Запомните: главные отличия новеллы от обычного рассказа – небольшой объём и неожиданная развязка. Само слово «новелла» происходит от итальянского «новость». Ещё «новеллами» называют новые статьи в законах (вот уж где всем новостям новость!)

О.Генри был настоящим мастером новеллы. Пройдите по ссылке (или дойдите до книжного шкафа) и прочитайте новеллу О.Генри «Вождь Краснокожих». Вам понравится!

https://md-eksperiment.org/post/20180422-o-genri-vozhd-krasnokozhih

Ответьте на вопросы (стр. 264-265 учебника):

устно – на вопросы 2 – 6;

письменно – на вопросы 7 и 10.

Сфотографируйте свою письменную работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

 

15 мая 2020 г.н.э.

«Мудрейшие из всех дарителей» в рождественском рассказе О.Генри «Дары волхвов»

Хотя сейчас и не зима, сегодня вам предстоит познакомиться с жанром святочного, или рождественского, рассказа. Это так называемая календарная литература - произведения, посвящённые церковным праздникам. Сначала это был фольклорный жанр: деревенские жители, собираясь вместе святочными вечерами, рассказывали былички – занимательные истории о встречах с нечистой силой. В начале XIX века, когда в моде было, во-первых, всё таинственное и фантастическое, а во-вторых, народное искусство, святочная быличка перебралась из фольклора в художественную литературу. Так родился жанр рождественского рассказа. Да-да, Николай Васильевич Гоголь, его «Ночь перед Рождеством» и кузнец Вакула верхом на чёрте!

В западноевропейской литературе родоначальником святочного рассказа считается Чарльз Диккенс. Он написал замечательные истории в этом жанре и наметил его основные темы и направления: ценность человеческой души, любовь к ближнему, в том числе и к «человеку во грехе», преображение павших, прощение и забвение обид.

В названиях святочных рассказов обязательно упоминалось либо само Рождество, либо какое-то понятие, связанное с рождественскими традициями. Если помните, рассказ, к которым О. Генри дебютировал в печати, назывался «Рождественский чулок Дика-Свистуна». Со временем О.Генри стал самым знаменитым из американских авторов святочных рассказов.

  1. Прочитайте рассказ О.Генри «Дары волхвов» (стр. 266-273) и письменно приведите 2 аргумента (довода, подтверждения) в пользу того, что это именно рождественский рассказ.
  2. Что вы знаете о происхождении фразеологизма «дары волхвов»? Выпишите из «Фразеологического словаря» значение этого выражения.
  3. Как вы понимаете слова автора рассказа: «…из всех дарителей эти двое были мудрейшими»? (3-4 предложения)

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

18 мая 2020 г.н.э.

Д. Лондон. «Любовь к жизни». Рекомендации для летнего чтения

Прочитайте статью о знаменитом американском писателе Джеке Лондоне и его рассказ «Любовь к жизни» (стр. 274 - 298).

Та-да-да-даммм! Вот она, главная примета последнего в учебном году урока литературы, - список для летнего чтения!

Скопируйте, сохраните и пользуйтесь!

Список литературы. 7 класс

Былины: «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».

Древнерусская литература

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Русская литература

Д.И. Фонвизин «Недоросль».

А.С. Пушкин «Полтава», «Песнь о вещем Олеге».

Н.В. Гоголь «Шинель»

И.С. Тургенев «Записки охотника»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга» (сказки).

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Отрочество».

М.М. Зощенко «Обезьяний язык».
А.Т. Аверченко «Открытие Америки».
Н.А. Тэффи «Воротник».
М. Горький «Детство» (часть трилогии), «Старуха Изергиль»

М.М. Пришвин «Москва-река».

К.Г. Паустовский «Мещерская сторона».
В.М. Шукшин «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум», «Критики».

В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».

В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

А.Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

Зарубежная литература

Р.Л. Стивенсон «Остров сокровищ», «Чёрная стрела».

А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе».

Ж. Верн «Дети капитана Гранта»

Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».

А. Сент-Экзюпери «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета»).

Р. Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы».