Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Русский язык

 6 апреля 2020 г.н.э. 

Склонение количественных числительных, обозначающих целые числа

https://www.youtube.com/watch?v=gj6JoO4KKMA

Посмотрите и послушайте лекцию. Преподавательница объясняет замечательно! Только она повторяет эту тему с выпускниками, поэтому окончания просто подчёркивает.  Вы будете по-прежнему обводить их красивой рамочкой. А чтобы вы не устали, на отметке 6.59 сделайте паузу и просклоняйте письменно словосочетание

Четыре котёнка

Продолжайте просмотр. На отметке 8.55 сделайте паузу и просклоняйте словосочетания

Четыреста три кабачка

Пятьсот помидоров

Наблюдая за мучениями великовозрастных детишек, вызванных к доске, попробуйте склонять числительные вместе с ними. Ну, у кого лучше получается?

Досмотрели? Открываем учебник. Прочитайте теоретический материал параграфа 14.

Выполните письменно упражнения №№ 93, 94, 99(1).

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

7 апреля 2020 г.н.э.

Склонение дробных имен числительных

Исправляем допущенные вчера ошибки и самостоятельно изучаем новую тему.

Спокойно, чётко, вдумываясь в значение каждого слова, прочитайте теоретический материал на стр. 81-82 (параграф 15).

Устно выполните упражнение № 104, ПИСЬМЕННО - №№ 106 и 107.

Сфотографируйте свою работу и отправьте её мне личным сообщением В Контакте.

9 апреля 2020 г.н.э.

Склонение собирательных имен числительных

Для начала пройдите по ссылке и посмотрите учебный мультфильм.

https://www.youtube.com/watch?v=qKuePuxfk2Q

Всё понятно?

Тогда откройте параграф 16 (стр. 83) и выполните упражнение № 109 (ОБЕ части!) и упражнение № 111 на стр. 84.

Вооружитесь орфографическим словарём и запишите в свои тетради словарный диктант со стр. 84-85. Правда, написание этих слов под диктовку придётся отложить до вашего возвращения в стены родной гимназии.

Сфотографируйте свою работу и отправьте её мне личным сообщением В Контакте.

Дополнительную «пятёрку» получит тот, кто первым сумеет внятно объяснить мне, почему три осла – это просто рабочая скотинка, а трое ослов – уже оскорбление ;))

10 апреля 2020 г.н.э.

Порядковые имена числительные. Морфологический разбор имён числительных

УРА!!! Вот та тема, в которой каждый может разобраться самостоятельно!

Вспомните, что обозначают порядковые числительные. Для чего они служат?

Стр. 87, п. 17. Прочитайте теоретический материал и ответьте на вопрос: как изменяются порядковые числительные?

А  теперь представьте себе собаку – дружелюбную, но осторожную. Как она поздоровается с вами? Собака вежливо повиляет хвостом.

Именно так склоняются порядковые числительные: каким бы составным ни было числительное, изменяться будет только самое-самое последнее из его окончаний.

Например:

семнадцатЫМ – двести семнадцатЫМ – тысяча двести семнадцатЫМ – четыре тысячи двести семнадцатЫМ.

Прочитайте текст из упражнения № 116, тщательно проговаривая числительные.

Стоп! А как правильно: «в ТЫСЯЧА сто пятьдесят втором году» или «в ОДНА тысяча сто пятьдесят втором году»?

Приятная новость! Как хотите – так и читайте. Оба варианта правильные!

А вот с нынешним тысячелетием дела обстоят похуже. Едва начавшись, оно постоянно подталкивает людей к совершению грамматических ошибок. Обратите внимание на голубую планочку на стр. 88. Прочитайте напечатанный на ней текст. Какую грамматическую ловушку приготовило нам наше третье тысячелетие?

Сделайте письменно упражнение № 114 (обе части).

Прочитайте план морфологического разбора имени числительного (стр. 89-90) и рассмотрите образец этого разбора.

Сделайте письменно морфологический разбор 2-х числительных – количественного и порядкового – из упражнения № 118.

Сфотографируйте свою работу и и отправьте мне личным сообщением В Контакте. 

13 апреля 2020 г.н.э.

Употребление числительных в речи

Выполните письменно № 120. В случае затруднений смотрите налево: на стр. 92 есть много важной информации о сочетании имён числительных с именами существительными.

Выразительно прочитайте упражнение № 121 и примените прочитанное на практике: составьте словосочетания из числительных (запишите их словами) и существительного ДЕНЬ или СУТКИ.

18, 22, 24, 37, 35, 42

На стр. 94 рассмотрите внимательно двухцветную таблицу.

В какой форме стоят и какие окончания имеют прилагательные, оказавшиеся между именем числительным - и существительным мужского рода? А если это существительное женского рода?

Зависит ли от рода существительного окончание родительного падежа притяжательных прилагательных на –ИН или –ОВ?

Сделайте письменно упражнение № 122.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

14 апреля 2020 г.н.э.

Итоговая самостоятельная работа

№ 126;

№ 127 (загадки не переписываем, записываем только ответы);

Стр. 97 – Словарный диктант  (проработать и списать);

Стр. 98 - № 4 (записать предложения в исправленном виде).

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

16 апреля 2020 г.н.э.

Наречие как часть речи

Вдумчиво прочитайте про себя и выразительно – вслух теоретический материал параграфа 19 (стр. 101-102).

Устно ответьте на следующие вопросы:

  1. Какая часть речи называется наречием?
  2. От какого латинского слова происходит название этой части речи? Что оно означало?
  3. Каков основной морфологический признак наречий?
  4. Каким членом предложения чаще всего является наречие?
  5. Когда наречие может быть определением?

Выучите наизусть список вопросов, на которые отвечают наречия:

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? и Как? (Да, это те же вопросы, на которые в предложении отвечают обстоятельства).

Письменно выполните следующие упражнения:

№ 129. Обратите внимание: косым крестиком при разборе словосочетания отмечают главное слово, то, от которого задаётся вопрос. В паре «наречие+глагол» главное слово – глагол.

№ 131.

№ 134. А вот это – тот самый случай, когда наречие зависит от имени существительного и служит определением!

Сфотографируйте свои ответы и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

17 апреля 2020 г.н.э.

Разряды наречий по значению

Выполните устно упражнение № 138.

Переверните страницу и рассмотрите цветную таблицу на стр. 108 – 109.

- О каких разрядах наречий вы узнали? Перечислите разряды наречий по значению.

- Какие вопросы какому разряду соответствуют?

Письменно выполните упражнение № 140. Обратите внимание: вы не просто переписываете наречия, но ещё и составляете с ними словосочетания!

Письменно выполните и упражнение № 141. Здесь не нужно ничего сочинять! Просто аккуратно спишите левый столбик (фразеологизмы), а потом напротив каждого из них напишите синонимичное ему наречие: они все есть в правом столбике, но пока стоят не в том порядке, который вам нужен. Укажите разряд каждого из наречий.

Сфотографируйте свою работу и отправьте её мне личным сообщением В Контакте.

20 апреля 2020 г.н.э.

Местоименные наречия

Местоименные наречия легко узнать в тексте: совсем недавно вы изучали нечто подобное…

Вот-вот! Только НЕЧТО – это местоимение, а НЕДАВНО – наречие, но местоименное. В некоторых учебниках местоименные наречия даже относили к местоимениям. Даже орфографические правила, которые регулируют их написание, - одинаковые.

Приставки НЕ, НИ, КОЕ- и суффиксы –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся в местоименных наречиях точно так же, как и в местоимениях, по тем же правилам.

Прочитайте вслух теоретический материал на стр. 112.

Выполните письменно № 144.

Домашнюю работу мне пока не отправляйте. Отправите вечером во вторник, вместе со следующим домашним заданием.

21 апреля 2020 г.н.э.

Местоименные наречия. Ч. II

Настало время повторения!

Выполните письменно упражнение № 147.

Сфотографируйте свою работу и пришлите мне личным сообщением В Контакте.

23 апреля 2020 г.н.э.

Категория состояния

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок:

https://www.youtube.com/watch?v=bk_LYtHhij0

После этого (или вместо этого, если нет возможности посмотреть видео) прочитайте вслух и с выражением теоретический материал на стр. 114 – 115. Всё понятно?

Устно выполните упражнение № 149. Рассуждайте вслух, красиво и вразумительно, как это написано в образцах.

Письменно  выполните упражнение № 150. Обратите внимание на предложение 2. Какое слово главное в словосочетании – весело или пробираться?  То, которое зависимое, всего лишь дополнение. :))

Не забудьте сделать морфологический разбор личного местоимения мне. Ой, подсказала!.. Это я нечаянно! Зато какая у него начальная форма – не скажу!

И фонетический разбор слова жалею не забудьте.

На стр. 117 найдите словарный диктант. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

24 апреля 2020 г.н.э.

Развитие речи №15. Устное контрольное изложение с письменным продолжением

Внимательно прочитайте текст про себя, а затем выразительно прочитайте вслух:

ДОБРЫЕ СКАЗКИ

Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Андерсеном.

Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления нового года.

В тот зимний вечер у нас в семье украшали елку. По этому случаю взрослые отправили меня на улицу, чтобы я раньше времени не радовался елке.

Когда я вернулся домой, елку тотчас зажгли, и в комнате началось такое веселое потрескиванье свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.

Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.

Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы  рассмотреть картинки.

Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем  и оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья.

Я начал читать и зачитался так, что почти не обратил внимания на нарядную елку.

Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги … (179 сл.)

1) Выпишите из текста 3 словосочетания «глагол+наречие». Укажите разряды наречий.

2) Выпишите из текста 5 слов с приставками, объясните графически правописание приставок.

3) Выпишите из текста 2 сравнения. Можно со сравнительным словом, можно в Тв. падеже, вроде «промчался ветром».

4) Напишите план текста и устно перескажите текст по этому плану.

5) Письменно объясните, как вы понимаете последнее предложение текста. Почему человеческая доброта могла показаться «душистой»? Как это было  связано с содержанием книги?

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

27 апреля 2020 г.н.э.

Степени сравнения наречий

Пройдите по ссылке и внимательно выслушайте лекцию. Диктор специально будет делать паузы, чтобы вы успели всё понять и уложить в голове.

https://www.youtube.com/watch?v=y82SOGBMKEo

Всё выслушали и всё поняли? Причём поняли не только вы, но и ваши кошки и собаки? И даже Машин кролик понятливо зашевелил ушками? Отлично! Тогда приступайте к выполнению упражнения № 154. Сделайте письменно задание 1 – верните пословицам их первоначальный вид и выделите суффиксы, с помощью которых образована форма сравнительной степени наречий.

Прочитайте теорию на стр. 122.

Повторим: чтобы определить, что именно перед нами, наречие или омонимичное ему прилагательное, нужно посмотреть, откуда и какой задаётся вопрос. Например: Шагай веселей, дружище! Шагай (Как?) - вопрос от глагола→веселей – наречие. Или: А этот хомячок веселее того, что в соседней клетке. Хомячок (Каков?) - вопрос от имени существительного→веселее – имя прилагательное.

Выполните письменно упражнение № 157. Только исправьте опечатку в предложении 7: там должно быть «Ах, злые языки…»

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

28 апреля 2020 г.н.э.

Словообразование наречий

Пройдите по ссылке и посмотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=3b3azjSOl5I

- Какие способы образования наречий вы запомнили?

№ 1. Запишите наречия, которые образуются от данных ниже прилагательных с помощью суффикса –О:

Лёгкий, тяжкий, тяжёлый, сумрачный, визгливый, улыбчивый, утомлённый.

№ 2. С помощью приставки НЕ- образуйте наречия от других наречий и запишите получившиеся слова:

Легко, просто, сложно, качественно, правильно, естественно, медленно.

№ 3. Образуйте наречия от прилагательных, добавляя одновременно

А) приставку С- и суффикс –А: левый, правый, лёгкий, новый, простой (Примечание: в современной речи последнее наречие встречается нечасто, зато частенько используется то, которое было образовано уже от него – с помощью приставки НЕ-);

Б) приставку НА- и суффикс –О: левый, правый, сухой, чистый, крепкий.

- Прочитайте выразительно теоретический материал на страницах 130 и 131 (под ключиками) и на стр. 132 и 133 (на цветных полосках). Что показалось вам самым сложным в образовании наречий? А что – самым интересным?

№ 4. Запишите в столбик словосочетания из упражнения № 169  и подберите к каждому из них наречие-синоним. Можно подсматривать в слова для справок, все нужные наречия где-то в этом списке: навытяжку, безграмотно, исподлобья, изредка, наперерез, ежедневно, добровольно, наперебой.

Составьте и запишите 8 предложений с этими наречиями.

Сфотографируйте свою работу и отправьте её мне личным сообщением В Контакте.

30 апреля 2020 г.н.э.

Слитное, раздельное и дефисное правописание наречий

«Слитное и раздельное написание наречий» - самая трудная тема в русской орфографии. Правил здесь множество, а исключений – ещё больше. Наречие – очень молодая часть речи, и порой слово само не знает, наречие ли оно, существительное ли с предлогом и как ему писаться – слитно или раздельно.

Изучать эту тему лучше в два приёма. Письменную работу можете тоже разбить на две части.

День первый

Прочитайте небольшие правила, сосредоточенные на стр. 139-140.

Выполните упражнение № 179 (обе части!)

Не забудьте в части 1 составить словосочетания и выучить написание наречий! Когда будете образовывать наречия в части 2, не забывайте сверяться со списком приставок на стр. 139.

Прочитайте теоретический материал на странице 140 и выполните упражнение № 182.

День второй

Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок:

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=ZPbiAaqkgBo&feature=emb_logo

Прочитайте теоретический материал на странице 143-144 и выполните письменно упражнения №№ 185, 187, 189.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

7 мая 2020 г.н.э.

Правописание не с наречиями на о-е

Откройте учебник на стр. 147. Посмотрите на жёлто-голубую табличку. Прочтите вслух три правила слева, на голубой стороне.

Что-то такое вы уже учили, правда?

Всё правильно! Наречия на –о(-е) образованы от имён прилагательных, и НЕ с такими наречиями пишется точно так же, как и с прилагательными.

Наречие не употребляется без НЕ- или легко заменяется синонимом, в котором НЕ- отсутствует? Слитно!

И наоборот, НЕ с наречием пишется раздельно, во-первых, если имеется или хотя бы подразумевается противопоставление с союзом а; во-вторых, если при наречии имеется слово, усиливающее отрицание. Список этих слов вам хорошо знаком, вы выучили их, ещё когда проходили НЕ с существительными и НЕ с прилагательными, тут только одно новое слово добавилось, самое последнее:

Отнюдь не… (отнюдь не весело)

Далеко не…(далеко не безобидно)

Вовсе не… (вовсе не страшно)

Ничуть не…, нисколько не…, нимало не…и др. с приставкой ни-– (смотрел нимало не испуганно)

Совсем не … (совсем не вредно)

Выполните письменно упражнение № 196.  Внимание! Предложения и словосочетания составлять не надо. Только образуйте от прилагательных наречия (не потеряйте удвоение НН!), а к наречиям подберите синонимы из списка.

Выполните письменно упражнение № 197.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

8 мая 2020 г.н.э.

Правописание не- и ни- в отрицательных наречиях

С точки зрения орфографии отрицательные наречия всецело оправдывают свою принадлежность к местоименным. НЕ и НИ с ними пишутся точно так же, как с отрицательными и неопределёнными местоимениями.

Под ударением – НЕ.

Без ударения - НИ.

И всё. Поскольку наречие – неизменяемая часть речи, то предлогов, используемых при склонении местоимений, у них не бывает. Всё приходится писать слитно: незачем, неоткуда, ниоткуда…

Откройте учебник на стр. 150, полюбуйтесь на правило, выучите его наизусть и приступайте к упражнениям.

Выполните письменно упражнения №№ 200, 202, 203.

Сфотографируйте свою работу и отправьте её мне личным сообщением В Контакте.

12 мая 2020 г.н.э.

Буквы н и нн в наречиях на –О (-Е)

Запишите словосочетания в столбик – и напротив каждого наречия напишите то прилагательное, от которого оно образовано. Подчеркните Н (НН) в суффиксе наречия и прилагательного.

Вёл себя интеллигентно – интеллигентный

двигался медленно –

служил преданно –

ненавидел искренне –

выглядел прескверно –

улыбалась очаровательно –

смотрел зачарованно –

распорядился самолично –

Ну, вы уже догадались, какая тут закономерность? Да! Сколько Н было в суффиксе прилагательного, столько же будет и в суффиксе наречия, от него образованного!

Выучите правило (стр. 151, отмечено ключиком).

Выполните письменно упражнения №№205, 206.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

14 мая 2020 г.н.э.

Буквы о, е (ё) после шипящих на конце наречий

  1. Запишите данные наречия в 2 столбика: с суффиксом –О на конце и с суффиксом –Е:

Шокирующе, свежо, горячо, моложе, чарующе, старше, хорошо, вообще, общо.

(Не удивляйтесь последнему наречию, такое тоже есть и обычно используется для характеристики чьего-то высказывания: «Он говорил много, но слишком общо, а по существу так ничего и не сказал»).

Выделите суффиксы –О и –Е и поставьте в наречиях ударения.

Думаю, все уже поняли, как тут всё взаимосвязано. Сформулируйте устно правило написания в наречиях после шипящих суффиксов –О и – Е.

Единственное исключение из этого правила – наречие ЕЩЁ с буквой Ё на конце.

Можете сравнить получившееся у вас правило с тем, которое напечатано в учебнике (стр. 153). Если они совпали, смело приступайте к основным заданиям.

  1. Выполните упражнение № 210: часть 1 – письменно, часть 2 – только устно.
  2. Составьте предложения со следующими словосочетаниями (какие суффиксы вставить – сами знаете):

Посмотрел испытующ…, нехорош… прищурился, многообещающ… ухмыльнулся, несколько зловещ…, горяч… приветствовали, ободряющ… кивнула, ещ... не доделала.

Сфотографируйте свою письменную работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

15 мая 2020 г.н.э.

Буквы о, а на конце наречий

Оговоримся сразу: правило, о котором сегодня пойдёт речь, «работает» только для наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом. То есть берём существительное, прилагательное или числительное и одновременно добавляем к нему приставку и суффикс, образуя новое слово – наречие. Например:

С + начало + А = СНАЧАЛА

НА + долгий + О = НАДОЛГО

Дальше записывайте наречия сами:

ИЗ + давний + А =

ДО+ сытый+ А =

С+ первый +А =

В + левый + О =

НА + сухой + О =

ЗА + светлый + О =

При таком способе образования наречий появляется интересная закономерность: три приставки требуют, чтобы на конце наречия обязательно был суффикс –А, а другие три – чтобы суффикс –О. Какие приставки в какую тройку входят?

Можно их так и запомнить: суффикс -А – это ИЗ-ДО-С, а суффикс –О – это В-НА-ЗА. Звучит немного ругательно, зато запоминается. Шучу!

Есть и другой способ запомнить. Откройте учебник на стр. 155 и прочитайте «правило окна» - оно на розовато-жёлтой табличке.

Прочитайте теоретический материал, отмеченный ключиком, на стр. 154 – 155 и ответьте на вопрос: «На какие наречия с приставками, входящими в список, «правило окна» всё-таки не распространяется?»

Выполните письменно упражнение № 213. Обратите внимание: наречия нужно записывать не сами по себе, а сразу составлять с ними словосочетания или предложения.

Выполните письменно упражнение № 218.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

18 мая 2020 г.н.э.

Ь на конце наречий

Пока учебный год не закончился – будем учиться! Сегодня вам предстоит познакомится с ещё одним правилом и разобрать ещё один словарный диктант.

Собственно, выучить нужно всего 3 слова. Из них даже можно составить предложение:

УЖ     -      ЗАМУЖ       -        НЕВТЕРПЁЖ.

И всё. Все эти слова – исключения. Они пишутся без мягкого знака после шипящей.

На конце всех остальных наречий с основой на шипящую пишется Ь (мягкий знак): Задаём вопрос КАК? – и получаем: навзничь и вскачь, настежь и сплошь, напрочь и наотмашь. И так далее.

Всё. Можно переходить к тренировкам.

Выполните письменно упражнение № 221.

На стр. 159 найдите словарный диктант и спишите слова, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Будьте очень внимательны: оценка за этот словарный диктант будет вашей последней оценкой по русскому языку в 2019 – 2020 учебном году!

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

19 мая 2020 г.н.э.

Употребление наречий в речи

Сегодняшняя ваша работа будет сугубо практической. Что такое наречия, вы знаете. Как они пишутся – тоже. А теперь «раскрасьте» текст с помощью наречий!

Прочитайте теоретический материал на стр. 162. Здорово птицы щебечут, если им наречиями помочь, правда?

Спишите текст упражнения № 225, вставляя в описание грозы вместо отточий подходящие по смыслу наречия.

Нам как раз синоптики на четверг грозу обещают. Вы уж постарайтесь совсем страшную не наколдовать! Слово – штука опасная!..