Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литература

Уважаемые ученики и родители! Мы перешли на  дистанционное обучение. В соответствии с расписанием будут публиковаться материалы для просмотра, прослушивания и самостоятельного выполнения заданий.                 

  Выполненные  задания прошу высылать на электронную почту  v-mustafina19@mail.ru  с указанием фамилии ученика и даты выполнения. С уважением, Валентина Ивановна.

Расписание уроков - понедельник, четверг

 

6.04. Понедельник

Тема. М.В. Исаковский. Слово о поэте.  Знаменитая «Катюша».

Прочитайте статью учебника о поэте (стр. 233-236). Выделите основные факты биографии

М. В. Исаковского.  Ответьте на вопрос 2 (стр. 237) устно. Запишите кратко в тетрадь 2 основных положения  «программы» поэта: требование к содержанию поэзии и требование к форме поэзии (стр. 235, 236).

Вспомните слова известной песни «Катюша», прочитав текст стихотворения (стр. 237) выразительно.

Познакомьтесь с историей создания песни (стр.238-242).

Выделите основную информацию:

- Начало работы над песней –

- композитор – автор музыки - 

- тема стихотворения –

- популярность песни в  военные и послевоенные годы (переделки и ответы) – 2 примера.

Дополнительную информацию о песне найдите в презентации (слайды 4,5,6, 13,14),  пройдя по ссылке https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/11/23/m-isakovskiy-katyusha

Запишите самые важные сведения.

Пройдите по ссылке и дополните конспект сведениями о популярности песни во всем мире. https://inosmi.ru/video/20180510/242190577.html

 Приведите доказательства (из прослушанного или найденного самостоятельно в Интернете)  того, что «Катюша» - самая известная русская мелодия.

Завершите конспект урока.

9.04. Четверг

Тема: М Исаковский.  Поэзия  послевоенных лет. Художественные особенности

  1. Познакомьтесь с фрагментами статьи А.Т. Твардовского «Поэзия Михаила Исаковского» в разделе «Для вас, любознательные» (стр.247-250)
  2. Сформулируйте на основе статьи (стр.248-249) и запишите тему стихотворения «Враги сожгли родную хату»
  3. Найдите в статье описание особенностей жанра песни «Три ровесницы» (стр. 249-250), перечислите их письменно
  4. Пройдите по ссылке и прослушайте стихотворение «Враги сожгли родную хату»

в исполнении артиста Алексея Баталова

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/31701/episode_id/1187015/video_id/1161700/

  1. Какие изобразительные средства помогают передать трагизм ситуации? (выпишите их).

Какую смысловую нагрузку несет деталь – «медаль за город Будапешт»?   ( устно)

  1. Прочитайте стихотворение «Три ровесницы» (стр.245-246).
  2. Ответьте на вопросы (стр. 246-247) 1- 5 устно, 6 – письменно ( кратко).

 Выучите наизусть одно из стихотворений: «Катюша» или «Враги сожгли родную хату»   (выразительное чтение  наизусть стихотворений  Исаковского и Заболоцкого «Некрасивая девочка» будет оценено при возобновлении учебного процесса индивидуально)

13.04.  Понедельник

Тема урока. А.Т. Твардовский. Этапы жизненного пути. Поэма «За далью – даль».

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте рассказ о поэте:

https://www.youtube.com/watch?v=cl4RZToEE1w

  1. Прочитайте фрагмент Автобиографии (стр. 251-257), коротко ответьте на вопрос 4

( стр.247)

  1. Запишите в тетрадь сведения о поэме «За далью – даль»:

- Время создания  – 1950-1960г.г.

- Жанр – философская автобиографическая поэма

-Тема – величие родной страны, ее истории

  1. Прочитайте статью «В мире художественного слова А.Т. Твардовского» (стр.272-274), продолжите конспект:

- Основной образ –

- Лирический герой-

  1. Прочитайте главы из поэмы (стр. 258-272). Ответьте на вопрос:

-  В каких строках главы «Огни Сибири» выражена любовь поэта к Родине?

Запишите цитаты и завершите конспект, перешлите для проверки.

  1. 04. Четверг

Тема: В.П. Астафьев   Человек и война, литература и история в творчестве писателя.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение:

https://www.youtube.com/watch?v=UZmxuqgtYmg

  1. Прочитайте статью учебника (стр. 279-280)
  2. Составьте конспект на основе видеоурока:

-  факты биографии, которые кажутся вам значительными;

-  основные темы творчества и произведения писателя;

- важные, на ваш взгляд, высказывания.

  1. 04. Понедельник

Тема урока: В.П. Астафьев   Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти.

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение, запишите самый важный, на ваш взгляд, вывод:   https://www.youtube.com/watch?v=bcPJyGZvV2w
  1. Ответьте устно на вопросы стр. 299 (1-7)
  2. Пройдите по ссылке и выполните тест на знание содержания теста, номера ответов запишите в тетрадь (компактно, в 3 столбика):

 https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/01/17/test-po-rasskazu-astafeva-fotografiya-na-kotoroy-menya-net

  1. Ответьте письменно на один из вопросов 8,9 или 11(2) на  стр. 299 (объем - одна страница текста), включите цитаты.

Работу перешлите  на проверку (указать число, тему, вопрос).

23.04. Четверг

Тема урока: В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение:

https://www.youtube.com/watch?v=sxjdjlyl-ek

запишите основную информацию:

- в  литературных кругах писателя называют -

- родился –

- образование получил  -

- первый рассказ –

- основные произведения:

  1. Прочитайте статью учебника «Строки о себе» (стр. 302-304)
  2. Ответьте на вопрос 1(стр. 304) письменно (полный ответ на основе видеолекции и статьи, 3-4 предложения).

27.04. Понедельник

Тема урока:   Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина  «Уроки французского».

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение (по некоторым программам рассказ изучается в 6 классе):

https://www.youtube.com/watch?v=1dgcSE8452Y

составьте краткий  конспект:

- цель написания рассказа:

- прототип учительницы в рассказе-

- главная мысль рассказа -

  1. Докажите автобиографичность рассказа. Перечислите детали, факты, подтверждающие это.
  2. Найдите в тексте и выпишите цитаты (1-2 предложения), подтверждающие ответы на вопросы:

- Как главный герой относился к учебе? (стр. 306)

- Какое чувство постоянно испытывал герой, когда оставался один? (стр. 307)

- Чем стала для мальчика игра на деньги? (своими словами  + цитата, стр. 312)

- Почему к учительнице у мальчика было особое отношение? (стр. 318)

- Что «подстегивало» мальчика в желании выучить французский язык? (стр.326)

  1. Пройдите по ссылке и выполните тест с самопроверкой:

https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test51.xml

Результат теста (количество баллов) перешлите.

 30.04. Четверг

Тема урока:   В.Г. Распутин «Уроки французского». Основные образы. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

  1. Пройдите по ссылке, повторите изученное на основе презентации

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/15/uroki-dobroty-v-rasskaze-vgrasputina-uroki-frantsuzskogo

  1. Ответьте письменно на обобщающие вопросы (одним предложением):

- Как герой относился к учительнице, как воспринимал ее поступки? (слайд 4,8)

- Какие уроки дала  мальчику учительница? В чем иносказательный смысл названия рассказа? (слайд 12)

- В чем заключается идея рассказа? (слайд 13)

  1. Прочитайте внимательно статью учебника «Уроки доброты» (стр.332-334), найдите фрагмент размышлений автора о добре и памяти.
  2. Подготовьтесь к контрольному сочинению по предложенному опорному конспекту.

                                                                     Сочинение

                                               Добро, которое невозможно забыть.

         I. Вступление. (дать определение понятию «добро»)

          В предисловии к одному из  изданий рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутин писал о том, что такое добро :… (процитируйте частично слова писателя, выделенные вами в статье о добре и памяти). По мнению писателя, добро – это…..

      II. Основная часть ( доказать данное вами определение понятия «добро» двумя примерами: из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»    (2 абзаца)

         1 абзац.    Уроками доброты стали для главного героя рассказа уроки французского языка.  (развернуть: почему поступки учительницы – добро? Почему мальчик запомнил их на всю жизнь?)

          2 абзац.   Сохранил и пронес через всю жизнь память об учителе Витька – герой рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (развернуть: какие добрые поступки остались в памяти? почему ?)

III. Вывод (подтвердить определение понятия «добро», ответить на вопрос: почему добро не забывается?)         Добро – это…………, потому……..

! ! Следуйте предложенному плану, используйте заданные конструкции, включите в текст цитаты, подтверждающие ваши суждения.

  1. Сочинение оформите в тетради (объем – не более 3 страниц, 4 абзаца), перешлите на проверку до 05.05

     

    7.05. Четверг 

    Тема урока:  У. Шекспир - певец великих чувств и вечных тем. Краткие сведения о писателе. Трагедия  «Ромео и Джульетта». Сюжет, конфликт.

    1. Пройдите по ссылке и прослушайте видеолекцию, ответьте на итоговые вопросы устно:

     https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/zarubezhnaya-literatura/u-shekspir-romeo-i-dzhulietta

    1. Составьте конспект (пользуйтесь текстовым вариантом лекции, размещенным ниже водеозаписи):

    - Эпоха Возрождения (время, особенности) –

    -  Известные  факты биографии Шекспира:

    - Театры, созданные  Шекспиром,  –

    - Основные произведения:

    - Трагедия (краткое определение) –

    - Происхождение сюжета   трагедии «Ромео и Джульетта»:

    - Основной конфликт (столкновение) трагедии -

    1. Прочитайте сцену на балконе (акт II, сцена 2, учебник, стр. 342-352), найдите и запишите  слова, в которых передана сила вспыхнувшего чувства между  Ромео и Джульеттой  (2 цитаты)

    Конспект перешлите  на проверку. К следующему уроку (12.05.) прочитайте сцены из трагедии из III и  V актов (стр. 352-374), подготовьтесь к тесту на знание содержания.

    14.05. Четверг

    Тема урока: У. Шекспир Трагедия  «Ромео и Джульетта». Образы,  гуманистическая направленность.

    1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение:

    https://www.youtube.com/watch?v=jskZZ9pnqKE

    1. Найдите ответы на вопросы в тексте III и V актов, ответьте устно:

    - Почему Ромео не хочет вступать в поединок с Тибальтом? (стр.354)

    -  Как ведет себя Тибальт в поединке  с Меркуцио? (стр. 355)

    -   Почему Ромео винит себя в гибели Меркуцио и как поступает? (стр. 356)

    - Справедливо ли решение герцога об изгнании Ромео из Вероны  («прощать убийство – то же преступление»)?

    - В чем справедливость слов герцога, обращенных к Монтекки и Капулетты в финале пьесы:  «Вас бич небес за ненависть карает, лишив вас счастья силою любви»?

    1. Прочитайте статью учебника «Поразмышляем о прочитанном», дайте короткую характеристику (черты характера) образов Ромео, Джульетты, Меркуцио, Париса.
    2. Выполните онлайн тест на знание содержания трагедии:

     https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/shekspir-romeo-i-dzhuletta.html

    Результат теста (количество баллов) перешлите  14.05.

    18.05. Понедельник

    Тема урока: М. Сервантес.  Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа.

    Удивительный факт: в один день с Уильямом Шекспиром, 23 апреля 1616 года, из жизни ушёл ещё один гений слова – Мигель де Сервантес Сааведра. Они никогда не встречались, но  в Пантеоне мировой литературы их имена всегда рядом. И если, услышав имя Шекспира, мы всегда вспоминаем Гамлета, Отелло, Ромео и Джульетту, то при звуке имени Сервантеса в памяти всплывает одно – Дон Кихот. Да ещё, пожалуй, название одного из самых знаменитых в истории морских сражений – битвы при Лепанто. И ещё таинственное – «Алжирский пленник»… 

    1. Пройдите по ссылке и при помощи презентации познакомьтесь с биографией писателя:

    http://www.myshared.ru/slide/423189/

    1. Прочитайте статью в учебнике (стр. 380 - 382) и составьте план этой статьи – простой, с подпунктами.
    2. В статье «Поразмышляем о прочитанном» на стр 393  найдите и запишите сведения:

    - цель написания романа-

    - главные герои - «пара безумцев» - …

    1. Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с кратким содержанием 1 части первой книги романа

    https://www.youtube.com/watch?v=YVs-sSraouo

     Узнайте и ответьте, кто есть кто в списке героев?

    - Дон Алонсо Кихано –

    - Дульсинея Тобосская -

    - Росинатн -

    - Санчо Панса -

    - Рыцарь печального образа –

    Продолжим разговор 19.05.

    19.05. Вторник (2 урока)

    Урок №1  Тема урока: М. Сервантес.  Роман «Дон Кихот». Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

    1. Прочитайте фрагмент из романа (глава VIII) на стр. 383-392 учебника
    2. Ответьте устно на вопрос №4 на стр. 395 учебника.
    3. Выражение «сражаться с ветряными мельницами» стало фразеологизмом. Найдите в справочных материалах и запишите в конспект его значение.
    4. Прочитайте статью «Поразмышляем о прочитанном» (стр. 394 - 395) и напишите, что обозначают слова «донкихотство», «донкихотствовать», опираясь на материал статьи, собственное мнение или другие материалы (3-4 предложения).

    Урок №2 Тема урока: Рекомендации для чтения на лето.

     Уважаемые будущие девятиклассники! Постарайтесь прочитать как можно больше книг из этого списка. Если встретите уже знакомое название – не удивляйтесь: это значит, что произведение будет снова рассматриваться в 9 классе в обзоре или на уроках родной литературы.

    Выделенные произведения нужно прочитать обязательно.

    1. Эсхил «Прикованный Прометей»
    2. Еврипид «Ифигения в Тавриде», «Медея»
    3. Овидий «Метаморфозы» (можно в прозаическом пересказе).
    4. «Слово о полку Игореве»
    5. Вильям Шекспир «Гамлет», сонеты
    6. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной»
    7. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол …»
    8. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
    9. Дж. Н. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда»
    10. В.А. Жуковский. Элегии, баллады
    11. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
    12. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Цыганы», «Маленькие трагедии».
    13. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», стихотворения.
    14. Н.В Гоголь «Мертвые души».
    15. Ф.М. Достоевский «Бедные люди».
    16. А Чехов «Тоска», «Человек в футляре»
    17. Максим Горький «Сказки об Италии».
    18. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
    19. М.А. Шолохов «Судьба человека»
    20. В. Быков «Альпийская баллада»
    21. А.И. Солженицын «Матрёнин двор».