Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Литература

10 апреля 2020 г.н.э.

Запишите тему сегодняшнего урока:

Александр Трифонович Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии Твардовского. Поэма «За далью – даль»

Проследуйте по ссылке и посмотрите видео:

https://www.youtube.com/watch?v=cl4RZToEE1w

Тому, кто на второй минуте найдёт оговорку – плюсик.

Прочитайте фрагмент «Автобиографии» (учебник, ч.2, стр. 251- 257).

1) Письменно ответьте на вопрос 1 (стр. 257).

2) Подготовьте выразительное чтение стихотворения Твардовского «О Родине»

https://rustih.ru/aleksandr-tvardovskij-o-rodine/

Письменно сформулируйте главную мысль этого стихотворения.

  1. Просмотрите электронные и печатные источники и напишите короткую историческую справку: «Когда была написана поэма «За далью - даль»? Что легло в основу её сюжета?»

Будьте осторожны:  в Интернете множество текстов, написанных двоечниками. Вот этот, например, лучше не трогать…

https://xn--80aaabod6bfydt3h2d.xn--p1ai/zabolevaniya/za-dalyu-dal-syuzhet-za-dalyu---dal-glavy-iz-poemy.html

Сфотографируйте выполненные вами задания и пришлите мне личным сообщением ВКонтакте.

11 апреля 2020 г.н.э.

Твардовский А.Т. Поэма «За далью – даль». Россия на станицах поэмы.   Художественное своеобразие изученных глав

Те из вас, кто добросовестно выполнил ранее задание № 3, уже знакомы с историей создания А.Т. Твардовским поэмы «За далью - даль» и её сюжетной основой.

Прочитайте опубликованные в учебнике главы из поэмы «За далью - даль» (стр. 258 - 272)

Выучите наизусть последние три строфы (от слов «Да, я причастен гордой силе…»)

Письменно ответьте на вопрос:

       Почему составители учебника выбрали в качестве иллюстрации к поэме Твардовского плакат с изображением корейского партизана? Как эта иллюстрация связана с текстом поэмы?

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

17 апреля 2020 г.н.э.

Поэзия М.В.Исаковского

  1. Прочитайте «Краткую автобиографию» М.В. Исаковского (с. 233 - 236) и письменно выполните два задания:

А) Какой факт биографии М.В. Исаковского показался вам САМЫМ необычным?

Б) Перечислите основные пункты «программы» поэта.

  1. Прочитайте статью М.В. Исаковского об истории написания песни «Катюша» (с.238-242) и полный текст обеих «Катюш». Первую можно найти на стр. 237, вторую – по ссылке

https://rustih.ru/mixail-isakovskij-i-na-more-i-na-sushe/

Письменно определите жанрово-стилистические различия между этими двумя песнями.

Выучите наизусть текст одной из песен на стихи М. Исаковского.

Письменные ответы сфотографируйте и отправьте мне личным сообщением В Контакте

18 апреля 2020 г.н.э.

Астафьев В.П.  Человек и война, литература и история в творчестве писателя

Прочитайте вслух, «с чувством, с толком, с расстановкой», биографическую заметку о Викторе Петровиче Астафьеве (учебник, с 279-280).

Посмотрите короткий документальный фильм о музее писателя, снятый - да!- вашими ровесниками:

https://www.youtube.com/watch?v=23ah8Yf28XQ

Ответьте письменно на вопрос 2 (стр. 281).

Сфотографируйте свои ответы, отправьте мне личным сообщением В Контакте, а затем приступайте к чтению рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

24 апреля 2020 г.н.э.

Астафьев В.П.  Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти

Прочитайте рассказ Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» (с. 281-299 учебника).

  1. Ответьте – устно! – на вопросы №№ 5, 6, 7, 9 (с. 299).
  2. Напишите развёрнутый ответ ( 8-10 предложений) на вопрос № 8.

Мне пока не присылайте: этот ответ – половина основной части вашего будущего сочинения.

25 апреля 2020 г.н.э.

Распутин В.Г.  Основные вехи биографии писателя. 20 век на страницах прозы Распутина

Прочитайте статью о жизни известного российского писателя Валентина Григорьевича Распутина (1937 - 2015).

Посмотрите документальный фильм о его детстве и взрослой жизни. Дополнительный плюсик тому, кто услышит в закадровом тексте акцентологическую ошибку, то есть неправильно поставленное ударение в слове.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=12&v=z6Y4plFbP_U&feature=emb_logo

  1. Письменно ответьте на вопрос: «Что Валентин Распутин считал по-настоящему ценным в жизни?» Отвечайте связно и аргументированно.
  2. К понедельнику прочитайте рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

Сфотографируйте свой письменный ответ и отправьте его мне личным сообщением В Контакте.

2 мая 2020 г.н.э.

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

  1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение (не удивляйтесь, по некоторым программам рассказ изучается в 6 классе):

https://www.youtube.com/watch?v=1dgcSE8452Y

Составьте краткий  конспект:

- цель написания рассказа:

- прототип учительницы в рассказе-

- главная мысль рассказа -

  1. Докажите автобиографичность рассказа. Перечислите детали, факты, подтверждающие это.
  2. Найдите в тексте рассказа «Уроки французского» и выпишите цитаты (1-2 предложения), подтверждающие ответы на вопросы (указанные страницы соответствуют тексту рассказа в учебнике):

- Как главный герой относился к учебе? (стр. 306)

- Какое чувство постоянно испытывал герой, когда оставался один? (стр. 307)

- Чем стала для мальчика игра на деньги? (своими словами  + цитата, стр. 312)

- Почему к учительнице у мальчика было особое отношение? (стр. 318)

- Что «подстегивало» мальчика в желании выучить французский язык? (стр.326)

  1. Пройдите по ссылке и выполните тест с самопроверкой:

https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test51.xml

Скрин результата теста (количество баллов) и фотографии письменных заданий отправьте мне личным сообщением В Контакте.

4 мая 2020 г.н.э.

В.Г. Распутин «Уроки французского». Основные образы. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости.

  1. Пройдите по ссылке, повторите изученное на основе презентации

https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/15/uroki-dobroty-v-rasskaze-vgrasputina-uroki-frantsuzskogo

2. Ответьте письменно на обобщающие вопросы (одним предложением):

- Как герой относился к учительнице, как воспринимал ее поступки? (слайд 4,8)

- Какие уроки дала  мальчику учительница? В чем иносказательный смысл названия рассказа? (слайд 12)

- В чем заключается идея рассказа? (слайд 13)

3. Прочитайте внимательно статью учебника «Уроки доброты» (стр.332-334), найдите фрагмент размышлений автора о добре и памяти.

4. Подготовьтесь к контрольному сочинению по предложенному опорному конспекту.

               Сочинение

Добро, которое невозможно забыть.

 А. Вступление. (дать определение понятию «добро»)

          В предисловии к одному из  изданий рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутин писал о том, что такое добро :… (процитируйте частично слова писателя, выделенные вами в статье о добре и памяти). По мнению писателя, добро – это…..

Б. Основная часть ( доказать данное вами определение понятия «добро» двумя примерами: из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» и В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»   (2 абзаца)

         1 абзац.    Уроками доброты стали для главного героя рассказа уроки французского языка.  (развернуть: почему поступки учительницы – добро? Почему мальчик запомнил их на всю жизнь?)

          2 абзац.   Сохранил и пронес через всю жизнь память об учителе Витька – герой рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». (развернуть: какие добрые поступки остались в памяти? почему ?)

В.  Вывод (подтвердить определение понятия «добро», ответить на вопрос: почему добро не забывается?        Добро – это…………, потому……..

Следуйте предложенному плану, используйте заданные конструкции, включите в текст цитаты, подтверждающие ваши суждения.

Сочинение оформите в тетради (объем – не более 3 страниц, 4 абзаца), перешлите на проверку до 09.05. Иначе ни вы не успеете всё написать, ни я не успею всё это проверить.

Внимание! (тут звуки сирены) Это итоговое контрольное сочинение! Не пытайтесь избежать его или воспользоваться готовым текстом сомнительного происхождения! 

8 мая 2020 г.н.э.

У. Шекспир - певец великих чувств и вечных тем. Краткие сведения о писателе. Трагедия  «Ромео и Джульетта». Сюжет, конфликт.

    1. Пройдите по ссылке и прослушайте видеолекцию, ответьте на итоговые вопросы устно:

 https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/zarubezhnaya-literatura/u-shekspir-romeo-i-dzhulietta

    1. Составьте конспект (пользуйтесь текстовым вариантом лекции, размещенным ниже водеозаписи):

- Эпоха Возрождения (время, особенности) –

-  Известные  факты биографии Шекспира:

- Театры, созданные  Шекспиром,  –

- Основные произведения:

- Трагедия (краткое определение) –

- Происхождение сюжета   трагедии «Ромео и Джульетта»:

- Основной конфликт (столкновение) трагедии -

    1. Прочитайте сцену на балконе (акт II, сцена 2, учебник, стр. 342-352), найдите и запишите  слова, в которых передана сила вспыхнувшего чувства между  Ромео и Джульеттой  (2 цитаты)

Конспект сфотографируйте и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

 К следующему уроку (15.05.) прочитайте сцены из III и  V актов трагедии (стр. 352-374), подготовьтесь к тесту на знание содержания.

 

14 мая 2020 г.н.э.

У. Шекспир Трагедия  «Ромео и Джульетта». Образы,  гуманистическая направленность.

    1. Пройдите по ссылке и прослушайте объяснение:

https://www.youtube.com/watch?v=jskZZ9pnqKE

    1. Найдите ответы на вопросы в тексте III и V актов, ответьте устно:

- Почему Ромео не хочет вступать в поединок с Тибальтом? (стр.354)

-  Как ведет себя Тибальт в поединке  с Меркуцио? (стр. 355)

-   Почему Ромео винит себя в гибели Меркуцио и как поступает? (стр. 356)

- Справедливо ли решение герцога об изгнании Ромео из Вероны  («прощать убийство – то же преступление»)?

- В чем справедливость слов герцога, обращенных к Монтекки и Капулетты в финале пьесы:  «Вас бич небес за ненависть карает, лишив вас счастья силою любви»?

    1. Прочитайте статью учебника «Поразмышляем о прочитанном», дайте письменную короткую характеристику (черты характера) образов Ромео, Джульетты, Меркуцио, Париса.
    2. Выполните онлайн тест на знание содержания трагедии:

 https://testedu.ru/test/literatura/8-klass/shekspir-romeo-i-dzhuletta.html

Результат теста (количество баллов) отправьте личным сообщением В Контакте в течение суток.

16 мая 2020 г.н.э.

Сервантес М. Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и художественная идея романа

Удивительный факт: в один день с Уильямом Шекспиром, 23 апреля 1616 года, из жизни ушёл ещё один гений слова – Мигель де Сервантес Сааведра. Такое странное, почти мистическое совпадение, наверное, не оставил бы без внимания ни один из них – но эти двое никогда не встречались, разве что при входе в Небесную Канцелярию… Зато в Пантеоне мировой литературы их имена всегда рядом. И если, услышав имя Шекспира, мы всегда вспоминаем Гамлета, Отелло, Ромео и Джульетту, то при звуке имени Сервантеса в памяти всплывает одно – Дон Кихот. Да ещё, пожалуй, название одного из самых знаменитых в истории морских сражений – битвы при Лепанто. И ещё таинственное – «Алжирский пленник»…

Пройдите по ссылке и при помощи презентации познакомьтесь с биографией Мигеля де Сервантеса.

http://www.myshared.ru/slide/423189/

Прочитайте статью в учебнике (стр. 380 - 382) и составьте план этой статьи – простой, с подпунктами.

Пройдите по ссылке и ознакомьтесь с кратким содержанием первой части первой книги романа

https://www.youtube.com/watch?v=YVs-sSraouo

Кто есть кто в этом списке?

Дульсинея Тобосская -

Дон Алонсо Кихано -

Рыцарь Печального Образа -

Росинант -

Санчо Панса –

Прочитайте статью «Поразмышляем о прочитанном» (стр. 393 - 395) и напишите, что обозначают слова «донкихотство», «донкихотствовать».

НАПИСАЛИ? СФОТОГРАФИРОВАЛИ? ОТПРАВИЛИ ЛИЧНЫМ СООБЩЕНИЕМ В КОНТАКТЕ?

А теперь барабанная дробь! Наступает тот самый момент!.. И вы получаете список литературы для летнего чтения!

Скопируйте, сохраните и пользуйтесь!

Уважаемые будущие девятиклассники! Постарайтесь прочитать как можно больше книг из этого списка. Если встретите уже знакомое название – не удивляйтесь: это значит, что произведение будет снова рассматриваться в 9 классе.

  1. Эсхил «Прикованный Прометей».
  2. Еврипид «Ифигения в Тавриде», «Медея».
  3. Овидий «Метаморфозы» (можно в прозаическом пересказе).
  4. Легенды о короле Артуре (желательно, в пересказе Ланселина Грина или Мэлори).
  5. «Слово о погибели Русской земли».
  6. «Слово о полку Игореве».
  7. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
  8. Вильям Шекспир «Гамлет», комедии, сонеты.
  9. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».
  10. М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на престол …».
  11. Д.И. Фонвизин «Недоросль».
  12. Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь».
  13. Дж. Н. Г. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда».
  14. В.А. Жуковский. Элегии, баллады.
  15. А.С. Грибоедов «Горе от ума».
  16. А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Цыганы», «Маленькие трагедии».
  17. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  18. Н.В. Гоголь «Мёртвые души».
  19. Ф.М. Достоевский «Бедные люди».
  20. Максим Горький «Сказки об Италии».
  21. А.П. Чехова «Тоска», «Человек в футляре».
  22. М.А. Булгаков «Собачье сердце».
  23. М.А. Шолохов «Судьба человека».
  24. А.И. Солженицын «Матрёнин двор».