Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Севастополя «Билингвальная гимназия №2»

Адрес299057, Российская Федерация, Город Севастополь, Гагаринский, проспект Октябрьской Революции, 31-а

Контакты администрации +7(869)2480263 sevbilgim2@mail.ru

Родная литература

11 апреля 2020 г.н.э.

А.Т. Аверченко. Ностальгические воспоминания о детстве и глубокий психологизм в рассказе «Страшный Мальчик»

С творчеством уроженца Севастополя, «единственного настоящего русского юмориста» Аркадия Тимофеевича Аверченко вы познакомились в прошлом году, на уроке внеклассного чтения. Надеюсь, вы не забыли его героев – хитрую гимназистку Галочку Кегич, благополучно помирившую своего старшего братца-рохлю с его невестой («Галочка») и маленького Володьку, сумевшего в разорённом революцией и войной Севастополе заработать на рождественские подарки «для мами» и «для Валоди» («Продувной мальчишка») …

Сегодня – ещё один рассказ Аркадия Аверченко о драматической, но весёлой жизни севастопольских подростков.

Прочитайте рассказ Аркадия Тимофеевича Аверченко "Страшный Мальчик".

https://vk.com/doc166866851_543530631?hash=80601fd618906f3fa2&dl=63cf2330a25cc23fca

Если ссылка не открылась, найдите текст рассказа в Интернете.

     1. Какое впечатление осталось у вас от этого произведения?

  1. Письменно выполните следующие задания:
    А) Используя цитаты из текста, докажите, что детство и юность героя-рассказчика действительно прошли в Севастополе.
    Б) Как вы понимаете смысл последней фразы рассказа "Страшный Мальчик"?

Сфотографируйте свою работу и в течение недели отправьте мне личным сообщением В Контакте.

18 апреля 2020 г.н.э.

Крымские мотивы в лирике Н.А.Заболоцкого («Гурзуф», «Над морем»,лирический цикл «Весна в Мисхоре»)

Вы уже достаточно близко знакомы с творчеством поэта Николая Алексеевича Заболоцкого. «Не позволяй душе лениться…», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»… Даже сочинение написано – «Что есть красота?» Но есть у этого поэта строчки, с которыми вы познакомились не на уроке, а благодаря телевизионной рекламе. Среди лучших образцов того, что написано в Крыму и о Крыме, есть и стихи Николая Заболоцкого.

Сегодняшний пост на моей странице В Контакте посвящён творчеству Н.А.Заболоцкого. Там размещена ссылка на документальный фильм, но он пока предназначен не вам, а вашим коллегам-одиннадцатиклассникам. Вам я предлагаю скачать прикреплённый файл с текстами стихотворений. Прочитайте эти стихи и постарайтесь добиться того, чтобы они зазвучали не просто выразительно, а по-настоящему душевно. Порадуйте своих близких!

Меня вы порадуете тем, что напишете небольшой отзыв об одном из этих стихотворений. 6-8 предложений о том, почему именно эти строки тронули вас, о чём они заставили задуматься, какие ассоциации вызвали и какой образ в выбранном вами стихотворении показался вам особенно ярким.

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.

25 апреля 2020 г.н.э.

Героика флотской службы в рассказах писателя –мариниста Леонида Соболева. Рассказ «Неотправленная радиограмма»

А. Познакомьтесь с некоторыми фактами из биографии писателя Леонида Соболева.

  1. Составьте план этого текста.
  2. Сформулируйте и запишите определение понятия «писатель-маринист».

Леонид Сергеевич Соболев (1998 - 1971) – фигура легендарная. Как и владимирский уроженец адмирал Лазарев, Соболев родился очень далеко от моря – в Иркутске, но морем начал бредить с детства. Вслед за старшим братом, он окончил III Александровский кадетский корпус и Морское училище в СПб. Братья Соболевы участвовали в Первой мировой войне, в том числе и в сражении при Моонзунде, а потом безоговорочно встали на сторону Советской власти, чтобы строить новый военно-морской флот – для нового, молодого государства.

Леонид Соболев начал писать рассказы ещё кадетом, для рукописного училищного журнала, но много лет продолжал служить штурманом на кораблях Балтийского флота. Через год после выхода в отставку, в 1932 году, Соболев издал свой самый знаменитый роман – «Капитальный ремонт». По этой книге учились, как быть настоящими офицерами, многие поколения курсантов военно-морских училищ. Как и полагается, один из главных героев романа мариниста Соболева – линкор «Генералиссимус граф Александр Васильевич Суворов-Рымникский», или просто «Генералиссимус», настоящая плавучая крепость, гигантская боевая машина.

В Финскую войну Соболев вновь стал военным, но уже корреспондентом. В Великую Отечественную – участвовал в боях в Таллине, в обороне Одессы и Севастополя. За 2 месяца в осаждённом Севастополе Соболев написал книгу рассказов и очерков «Морская душа», за которую в 1943 году ему была присуждена Сталинская премия. Полученные деньги писатель сразу же передал в Фонд обороны, с просьбой построить на эти средства торпедный катер, назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота. В освобождении Новороссийска участвовал не только военкор Соболев, но и его «Морская душа»…

Свой последний боевой поход писатель совершил, когда ему было уже 70 лет: на одном из советских грузовых судов, доставлявших в сражающийся Вьетнам продовольствие и технику, Леонид Соболев прошёл из Владивостока в Хайфон, и обратно.

Вопреки завещанию Соболева, просившего развеять его прах над морем, самого морского из русских советских писателей ХХ века всё-таки положили в землю: он похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Б. Прочитайте выразительно рассказ Леонида Соболева «Неотправленная радиограмма» и устно объясните название рассказа.

Неотправленная радиограмма

(из сб. «Морская душа»)

Маленький катер, "морской охотник", попал в беду.

Он был послан для ночной операции к берегу, захваченному врагом. В пути его встретил шторм. Катер пробился сквозь снег, пургу и седые валы, вздыбленные жестоким ветром. Он обледенел - и сколол лед. Он набрал внутрь воды - и откачал ее. Но задание он выполнил.

Когда же он возвращался, ветер переменился и снова дул навстречу. Шторм заставил израсходовать лишнее горючее, а потом волна залилась в цистерну с бензином. Катер понесло к берегу, занятому врагом.

Дали радио с просьбой помочь - и замолчали, потому что мотор радиостанции работать на смеси бензина с водой отказался.

Катер умирал, как человек. Сперва у него отнялись ноги. Потом он онемел. Но слух его еще продолжал работать. И он слышал в эфире свои позывные, он принимал тревожные радио, где запрашивали его точное место, - потому что без точного места найти маленький катер в большом Черном море трудно.

Двое суток моряки слышали эти поиски, но ответить не могли.

На катере между тем шла жизнь. Командир его, старший лейтенант Попов, прежде всего разрешил проблему питания. Ветер мог перемениться - и тогда катеру предстояло дрейфовать на юг неделю, может, две. Попов приказал давать краснофлотцам сколько угодно сельдей и хлеба и не ограничивать потребление пресной воды, которой было много. Расчет его оправдался. Когда к вечеру он спрашивал, не пора ли варить обед, краснофлотцы, поглаживая налитые водой желудки, отвечали, что аппетита еще нет и консервы можно пока поберечь.

В кубрике, как на вахте, постоянно стояли по двое краснофлотцы, широко расставив ноги и держа в руках ведро. Они старались держать его так, чтобы оно не болталось на качке. Еще один расчет командира оправдался: бензин в ведре, "выключенном из качки", отделялся от воды.  Его осторожно сливали, вновь наполняли ведро смесью и вновь держали его на руках, дожидаясь, пока бензин отстоится. Так к концу вторых суток получили наконец порцию горючего для передачи одной короткой радиограммы.

Она была заготовлена Поповым в двух вариантах. Первый был одобрен комсомольским и партийным собранием катера и приготовлен на случай, если радио заработает в видимости вражеского берега:

"...числа...  часов...  минут вражеский берег виден в...  милях тчк С каждой минутой он приближается тчк Выхода нет тчк Будем драться до последнего патрона в последний момент взорвемся тчк Умрем живыми врагу не сдадимся тчк Прощайте товарищи привет родине тчк Командир военком команда катера 044".

Но ветер изменился, и катер стало относить от берега. Поэтому отправили второй вариант: свое точное место - и сообщение, что радио работает в последний раз и что катер надеется на помощь.

Она пришла своевременно.

1942 г.

  1. Как, с помощью каких приёмов автору удаётся «одухотворить» корабль, заставить читателя воспринимать катер как живое существо?
  2. Каким образом автору удалось наполнить текст героическим пафосом, не прибегая к высокому стилю?

Сфотографируйте свою работу и отправьте мне личным сообщением В Контакте.